Плавная «разморозка»: в 2009 году объемы ипотечного кредитования сократились в 4,3 раза до 152,5 млрд. руб., однако к концу года появились первые признаки оживления рынка. За один IV квартал 2009 года было выдано ипотечных кредитов на сумму 60,8 млрд. руб. - против 56 млрд. руб. за все первое полугодие, а итоги первых двух месяцев 2010 года в полтора раза превысили показатели января-февраля 2009 года.[6] Даже с учетом эффекта сезонности и практики перекредитования, в результате которой часть реструктурированных кредитов отражались как вновь выданные, подобная динамика внушает оптимизм. Несмотря на сохраняющуюся тенденцию к росту доли просроченной задолженности, темпы ее прироста в январе-феврале 2010 г. сократились с 5-8% до 2-3%. О наметившейся «оттепели» свидетельствует массовое возвращение большинства ранее активных участников, существенное расширение продуктовых линеек, распространение редких для рынка продуктов (кредитов с плавающей и комбинированной ставкой), возросшее число рекламных акций.
Динамику рынка в 2009 году определил Сбербанк, доля которого возросла с 37% до 63%, вопреки трехкратному сокращению объемов ипотечного кредитования госбанка. Результаты остальных крупнейших участников рынка на этом фоне выглядят разочаровывающими: ВТБ24 сократил объем кредитования на 80%, Транскредитбанк – на 59%, Дельта Кредит и БСЖВ - на 84% и 85% соответственно. При 130 активных участниках фактически рынок поделен между 8-10 банками. А если суммировать доли госбанков, банков, непосредственно связанных с органами власти, и АИЖК, которое фактически определяет объемы кредитования банков-партнеров, то сегодня государство способно контролировать до 80% ипотечного рынка, что открывает возможности для реализации самых амбициозных проектов в масштабах страны.
Государство в кризисный период достаточно успешно справилось с выполнением ключевой на тот момент задачи - сохранить доверие к ипотечному кредитованию со стороны населения и банков. В то же время, сегодня в государственной политике наблюдается явный перекос в сторону наращивания объемов кредитования за счет стимулирования предложения ипотеки. Однако, повышение доступности ипотеки должно происходить не за счет снижения стоимости кредитов, а, прежде всего, за счет сокращения стоимости приобретаемого жилья, что возможно только за счет наращивания объемов жилищного строительства.
Под автокредитом понимают целевой кредит, выданный на покупку транспортного средства. Автокредитование в России вновь набирает обороты. Еще в конце прошлого года было понятно, что времена кризиса отступают и наступают более благоприятные времена. Многие банки уже существенно снизили процентные ставки по этому продукту, да и государство также способствует тому, чтобы автокредитование не оставалось в стороне, предлагая различные субсидированные программы.
Повышать интерес к автокредитованию государство начинало еще в кризисный период, предлагая программы субсидирования банков с отечественным автопромом. Сейчас же в программах субсидирования фигурируют и иностранные автомобили. Естественно, более выгодными для клиентов являются специальные субсидируемые кредитные программы. Такие автопрограммы предлагают ведущие автопроизводители, среди которых, «БМВ», «Тойота», «Рено», «Киа» и т. д. Также большой популярностью среди заемщиков пользуется государственная программа субсидирования автокредитов.
Сегодня на рынке наблюдается интересная ситуация, когда стандартные условия банков зачастую стали приближаться к условиям специальных программ. Повышение конкуренции в сфере автокредитования приводит к тому, что коммерческие банки стремятся предоставлять более выгодные для клиентов условия, в том числе и снижая ставки по кредитам. Это приближает условия кредитных программ к условиям специальных программ и предложений, которые существуют на рынке. Стабилизация экономической ситуации в целом и в банковском секторе в частности, приведшая к возобновлению кредитования, сказывается на постепенном увеличении продаж автомобилей в кредит и росте рынка автокредитования.