В ближайшее время не стоит ожидать значительного изменения доли рынка между её участниками, так как затраты при входе на него остаются значительными, а доходность от деятельности, по сравнению с другими банковскими продуктами, не столь высока.
Выделяют два основных фактора, тормозящих активный рост рынка депозитов: отсутствие сложившейся культуры сбережения и низкий уровень финансовой грамотности населения, а также недостаточное внимание к рынку со стороны государственных органов. Российские граждане отличаются очень коротким горизонтом планирования: на начало 2008 г. на вклады со сроком более 3-х лет приходилось только 7,3% рынка вкладов. Обладая властью над СМИ, государство достаточно успешно маскирует реальные проблемы экономики, препятствуя массовой панике, однако не справляется с задачей повышения финансовой грамотности своих граждан. Помимо создания ССВ, за последние четыре года не разработано ни одной реально действенной программы по стимулированию сбережений. Не привносит стабильности и слабая макроэкономическая политика: резкие инфляционные шоки усиливают инфляционные ожидания.
Синдром недоверия: только 5 банков из тридцатки крупнейших сумели обеспечить положительные темпы роста в сентябре 2008 г. В сформировавшейся пятерке «чемпионов» - три госбанка: им сегодня доверяют вкладчики, и именно в их пользу происходит перераспределение долей на рынке. В краткосрочном периоде госбанки могут обращать панические настроения вкладчиков себе на пользу, а в долгосрочном периоде банки с участием российского частного капитала просто лишатся одного из важнейших ресурсов привлечения долгосрочного диверсифицированного финансирования.
Кризис как стимул для роста: в текущих условиях частные банки должны пересмотреть свои депозитные стратегии. Сбалансированная линейка вкладов, учитывающая потребности любого клиента, высокая информативность депозитной политики, а также освоение новых регионов – вот ключевые факторы, которые позволят частным банкам успешно конкурировать на рынке.
Требуется поддержка: в среднесрочном периоде государственные органы должны уделить особое внимание вопросу внедрения культуры сбережения. Необходимость повышения устойчивости ресурсной базы банковской системы требует от банков, регуляторов и государственных органов командной игры. Ключевыми задачами государства выступают: создание национальной программы по повышению финансовой грамотности населения, в том числе за счет улучшения информационного фона, а также сдерживание потребительской активности граждан за счет дестимулирования беззалогового кредитования населения. Цена вопроса - 6,5 трлн. руб.: при условии активной стратегии государства к 2015 г. объем привлеченных средств населения составит 26 трлн. руб., в противном случае – только 19,5 трлн. руб[9]
Полное восстановление объемов ипотечного кредитования до уровня 2008 года возможно не ранее середины 2012 года, поэтому рынку еще долго придется вновь покорять уже освоенные вершины. В 2010 году за счет эффекта «низкой базы» объем предоставленных ипотечных кредитов, по оценкам экспертов Службы рейтингов кредитных институтов, вырастет на 40-50% и составит около 220-230 млрд. руб. Сдерживающее влияние на рынок будут оказывать относительно низкий платежеспособный спрос, высокие кредитные риски и отсутствие достаточного числа надежных заемщиков, а также риски снижения стоимости залога в условиях неопределенной динамики цен на жилье.
При комплексном подходе к развитию рынка ежегодные темпы прироста в период 2011-2015 гг. будут превышать 60%, сохранение же приоритета государственной политики (искусственное расширение предложения ипотеки) способно затормозить рынок - темп прироста объемов кредитования уже в 2013 году может снизиться с 60-70% до 30-40%.[9]
Продажи автомобилей в кредит сейчас действительно выше, чем в конце прошлого года. Рост этого рынка, безусловно, является позитивной тенденцией, однако стоит отметить, что речь идет скорее о возврате к ранее достигнутым позициям. Это связано, в том числе и с реализацией отложенного спроса на приобретение автомобилей. С другой стороны, многие дилеры, не имея точного прогноза на текущий год, сформировали достаточно скромные запросы на квоты по поставке автомобилей, и уже сейчас многие сталкиваются с дефицитом автомобилей, в особенности в массовом сегменте.