Страховой рынок как совокупность страховых организаций представляет собой сложную многофакторную динамическую систему- группу регулярно взаимодействующих и взаимозависимых отдельных составных частей, образующих единое целое. Страховая система взаимодействует с окружающей ее средой
посредством внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и
воздействие системы на среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения.
К внутренней системе
относятся следующие основные управляемые переменные:
ð страховые продукты (условия договоров страхования данного вида);
ð система организации продаж страховых полисов и формирования спроса;
ð гибкая система тарифов;
ð собственная инфраструктура страховщика.
К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:
ð материальные;
ð финансовые;
ð трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.
Внешнее окружение рынка
- это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие,
относятся:
ð рыночный спрос;
ð конкуренция;
ð ноу-хау страховых услуг;
ð инфраструктура страховщика.
Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция:
между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.
При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:
ð технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;
ð уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:
ð научно-технический прогресс,
ð государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
ð состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
ð социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
ð конъюнктура мирового страхового рынка.