Одним из главных критериев, предъявляемых к современной скоринговой системе в реалиях существующего рынка банковского кредитования, является индивидуальность использования. Формируя свою клиентскую базу, сейчас практически любой банк руководствуется собственными требованиями к потенциальным заемщикам. Таким образом, современная скоринговая система должна уметь подстраиваться и настраиваться на работу с учетом специфики обслуживания каждого из клиентов. Система должна гибко реагировать на различные сегменты потребителей, а также на типы банковских продуктов, учитывая при этом организационную структуру банка, его территориальное распределение[13, c. 214].
С внедрением кредитных бюро вся информация по заемщикам будет постепенно аккумулироваться и банки наконец-то смогут ее использовать в своих нуждах. Каждый банк заинтересован в том, чтобы выдаваемые им кредиты были качественные, чтобы клиент вовремя гасил и основную сумму долга, и проценты по нему. Если смотреть на проблему с этой точки зрения, то все кредитные организации, которые серьезно нацелены на развитие розничного направления, рано или поздно начнут использовать скоринг, и у банков появится серьезная заинтересованность во внедрении качественных скоринговых систем. Я считаю, что все крупные банки, нацеленные на развитие розничных операций, где еще нет таких систем, будут их вводить. И в этом смысле перспективы рынка очень велики.
Можно быть уверенными, что производителям скоринговых систем без работы сидеть не придется т.к. дополнительным аргументом в пользу пристального внимания к скоринговым системам является рост просроченной задолженности, особенно в сегменте экспресс-кредитования.
На данный момент в Республике Беларусь складывается благоприятная ситуация для полноценной работы кредитных организаций со скоринговыми решениями, т.к. сегодня технологический уровень обеспечения кредитных организаций достаточно высок и это уже не является препятствием для внедрения скоринговых систем, как это было 1-2 года назад.
А главное, люди, которые принимают стратегически важные решения в плане работы на рынке, уже имеют четкое понимание того, что такое скоринг, и что именно может дать его использование.
Что касается препятствий процессу внедрения скоринга, это в первую очередь незрелость участников рынка потребительского кредитования. Когда амбиции кредитных организаций достаточно велики и существует реальная возможность их реализовать, зачастую принимаются такие решения, которые требуют наименьшего «сопротивления» как в финансовом плане, так и в общей организации работы.
Банковский сектор хоть и имеет более стабильное положение, в плане внедрения скоринга, все же пытается полагаться на собственные силы. Но это продолжается только до того момента, когда затрачено уже достаточно времени и денег на «понимание» того, что скоринговые системы это наукоемкая область, требующая знаний специалистов разных направлений – от разработчиков программной архитектуры уровня предприятия, до специалистов по исследованию и изучению данных [15].
Преимущества использования скоринговых систем в банковском бизнесе:
· Сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита. Увеличение числа и скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным клиентам, как важнейший способ обеспечения доходности ритейлового кредитования.
· Эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков конкретного заемщика.
· Снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита. Обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка.
· Оценка и управление риском портфеля кредитов частным лицам банка в целом, включая его отделения. Учет, при определении параметров новых кредитов, уровня доходности и риска кредитного портфеля.
· Реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов банка (экспресс-кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты, автокредитование, ипотечные кредиты).
· Адаптация параметров кредита под возможности конкретного заемщика (кастомизация кредитного продукта).
· Резкое расширение, за счет кастомизации кредитных продуктов, состава и численности кредитуемых лиц.
· Сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации.
· Контроль всех шагов рассмотрения заявки.
· Возможность вносить коррективы в методологию оценки централизованно и немедленно вводить их в действие во всех отделениях банка.
· Скоринговая система банка будет настроена на условия страны, регионов, интересующих банк, на его клиентскую базу[16].
Очень важно, чтобы конечный потребитель скоринговых систем понимал, что скоринг - это необходимость и наиболее оптимальный и эффективный инструмент работы на рынке потребительского кредитования. И если только первый шаг со стороны кредитной организации сделан, то компания - разработчик и интегратор скоринговых систем должна приложить все усилия для того, чтобы скоринговые решения по своим показателям эффективности, функциональности и качества были наиболее приемлемы в каждом индивидуальном случае.