Для США (а также Великобритании, Канады, Австралии) характерна англосаксонская модель фондового рынка.
Англосаксонская модель характеризуется следующими особенностями[13]:
1. Источник инвестиций
основным источником инвестиций в реальный сектор является фондовый рынок (доля банковских кредитов в финансировании сокращается).
2. Инструменты фондового рынка
наиболее крупным сегментом рынка ценных бумаг становится рынок акций, долговые инструменты начинают носить подчиненный характер - долевой характер фондового рынка (60-90% ВВП формирует стоимость акций, ценных бумаг со нефиксированным характером получения дохода).
3. Участники фондового рынка
характерно большее отделение коммерческих банков от рынка корпоративных ценных бумаг, страховых продуктов и др.
финансовые институты являются более специализированными в сравнении, например, с моделью универсального банковского дела в Германии и в целом в континентальной Европе. Широко используется концепция специализированных банков (например, инвестиционных банков, т.е. брокерско-дилерских компаний).
4. Структура собственности
выше доля розничных инвесторов и представляющих их институтов коллективного инвестирования;
ниже доля собственности государства и крупных корпоративных структур или банков, наименьшее участие государства в регулировании экономики страны;
существенно меньшее значение в составе акционерных капиталов имеют контрольные пакеты. Наблюдается высокая степень дробности в собственности на акционерные капиталы.
5. Степень открытости рынка
большая открытость, меньше ограничений на движение капиталов, на конвертируемость валюты, свободнее доступ иностранных эмитентов, инвесторов и финансовых посредников. При этом на либерализованных рынках возникает сильный государственный надзор, обеспечивающий честное ведение бизнеса и снижение рисков. Возникает устойчивая тенденция к диверсификации структуры финансового рынка, к росту его объема, к позитивной конъюнктуре цен, к снижению рисков, возникновению новых сегментов и инновационных финансовых продуктов. Рынок ценных бумаг становится массовым, ликвидным, он все в большей мере приобретает международный характер.
Особенность американского фондового рынка - "великая китайская стена", отделяющая банки от биржи[14].
До конца XVI столетия английские колонии в Северной Америке находились в тесной экономической зависимости от метрополии. Не было ни своей денежной единицы, ни одного кредитного учреждения. В 1781 г. во время войны за независимость в Филадельфии был учрежден акционерный банк с капиталом 400 тыс. долл. В том же году был основан правительственный банк. К 1810 г. число банков возросло до 82. В том же году по настоянию Конгресса государственный банк был закрыт, а инициативе коммерческих банков дан полный простор, в том числе в области эмиссии банковских билетов, что играло положительную роль в условиях активной территориальной экспансии на дикие территории и определенной изолированности вновь образующихся центров.
Своеобразными, свойственными США учреждениями являлись возникшие в 1860 г. особые кредитные общества, первоначально занимавшиеся исключительно страхованием, но позднее получившие разрешение принимать вклады и выдавать ссуды. Банковскими учреждениями являлись и ссудо-сберегательные товарищества, не ограничивавшиеся только приемами вкладов, а выдававшие и ссуды, в том числе ипотечные.
Английский опыт явился той отправной точкой, на основе которой развивался американский рынок ценных бумаг[15]. Основы системы фондового регулирования возникли в Великобритании полтора века назад, что не могло не способствовать стабильному развитию этого сектора экономики. Английское законодательство создало принципиальный прецедент фондового права - основой его основ стало обеспечение доступа потенциальных инвесторов к информации об эмитенте. Все остальные ограничения и регулирующие нормы рассматривались как производные этого базового подхода. Английский опыт фондового нормотворчества прививался на американской почве с той лишь разницей, что в Великобритании регулирование рынка ценных бумаг изначально считалось прерогативой центральных властей, а в США долгое время относилось к компетенции властей отдельных штатов.