Российский фондовый рынок вступает в новый период своего развития, формируя старт для следующего цикла роста, диверсификации, рисков, увеличения инвестиций в реальный сектор. Ключевая задача - не допустить воссоздания в третий раз спекулятивной модели фондового рынка России.
В этой связи - развитие внутреннего спроса на финансовые инструменты, рост монетизации экономики, инвестиций в реальный сектор, снижение разбалансированности финансовой сферы, создание новой финансовой архитектуры рынка, соответствующей более зрелой стадии формирующихся рынков для "новых индустриальных стран".
Основным источником регулирования операций с ценными бумагами в Российской Федерации является Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96 № 39-ФЗ (ред. от 04.10.2010 г.)
В дополнение к нормам ГК в указанном Федеральном законе (ст.5) определены признаки ценных бумаг, а также следующие особенности доверительного управления ценными бумагами: в качестве объектов доверительного управления признаются не только собственно ценные бумаги, но и денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе доверительного управления ценными бумагами; круг лиц, которые могут осуществлять деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, ограничен профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Данный Федеральный закон включает также положение о том, что порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами.
Также к источникам правового регулирования операций с ценными бумагами относятся:
· Федеральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 № 46-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 N 189-ФЗ).
· Федеральный закон РФ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.98 № 136-ФЗ (в ред. от 18.07.2005 № 90-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ)
· Федеральный закон РФ "Об ипотечных ценных бумагах" от 11.11.2003 № 152-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 № 22-ФЗ)
Система регулирования рынка ценных бумаг - единая система соподчиненности определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их определенным требованиям и правилам. Регулирование - это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников по правилам честной и доверительной игры[24].
Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг для регулирования этого рынка состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
С учетом опыта стран с развитым рынком ценных бумаг государство должно осуществлять следующие функции:
разработку концепции развития рынка, программу ее реализации, разработку законодательных актов для запуска и развития рынка;
концентрацию ресурсов (государственных и частных) на цели создания инфраструктуры и совершенствование инфраструктуры;
контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрацию ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций):
предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);
регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение отвлечения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства[25].
Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг. Данное законодательство есть составная часть предпринимательского законодательства, а потому обладает такими признаками, как комплексный характер, особый субъектный состав и сфера регулирования - рынок ценных бумаг.