Энергетика преобразований новой структуры - "Главалмаззолота" Совмина СССР, подключившей к проблемам отрасли мобилизационный ресурс советской экономики, дала свои плоды - уровень годового производства 1989- 1999 гг. превысил рекордную для 80-х гг. отметку 300 тонн (прирост на порядок 14-16%), был ненадолго восстановлен уровень объема золотого запаса страны середины 80-х гг. (около 850 тонн в 1984 и 1989 гг.). Но резкое сокращение общих объемов производства золота (добыча из недр, попутное и вторичное извлечение) последовало уже в 1991 г. - с 302 (1990 г.) до 168 тонн (См. Приложение №2). Характер дальнейшей динамики - в 1992-1994 гг. добыча держалась на уровне 140-150 тт. тонн, к которому, после ряда спадов (критический - до 115 т. в 1998 г.) возвратилась в 2000 г. с последующим приращением в 2002 гг. (163 т.), свидетельствует о правомерности характеристики положения отрасли в течение 90-х гг. как "балансировании на грани кризиса"
Состояние отрасли было обусловлено характером процессов реформирования экономики, задававшими общий контекст развития отрасли, ориентирами и реализационными механизмами собственно золотопромышленной политики.
Образованный при Министерстве экономики и финансов РФ, Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней стал правопреемником "Главалмаззолота" Совмина СССР. Ожидавшихся действенных мер по упорядочению государственного регулирования, рационализации условий функционирования отрасли не последовало, поскольку комитет действовал преимущественно в рамках ограниченных функций прежнего Гохрана: "принял - оплатил, отпустил - получил". В феврале 1993 г. предприятия отрасли были переданы в ведение специального Комитета РФ, на который было возложено проведение единой федеральной политики в области добычи, производства, использования и экспорта драгоценных металлов. Но, во-первых, на развитие деятельности Роскомдрагмета негативное влияние оказала "судьба" долго не принимавшегося базового закона - основания для "регулирования " были размытыми; во-вторых, этот теоретически высокополномочный орган просуществовал совсем недолго - уже в конце 1996 г. Роскомдрагмет был упразднен, а его функции - рассредоточены. Частично они перешли к Департаменту драгоценных металлов и драгоценных камней новообразованного Министерства промышленности РФ, частично к Гохрану Министерства финансов, в отрасли, таким образом, сложилось своеобразное "двоевластие". Но и на этом "чехарда" ответственных за экономику золота правительственных органов не завершилась - с совсем скорым (март 1997 г.) упразднением Министерства промышленности, его функции в данной сфере перешли к Министерству экономического развития, специальная Комиссия по драгоценным металлам и драгоценным камням была создана при Правительстве РФ.
Концепция и правовые основы регулирования отношений в сфере драгоценных металлов были определены в Указе Президента "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории РСФСР" (от 15 ноября 1991 г.), провозгласившем ориентиры либерализации золотодобывающей деятельности. Последовавшее в январе 1992 г. постановление правительства "О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля над их производством и потреблением" подтверждало традиционную противоречивость внутреннего и внешнего статуса золота: с одной стороны, провозглашалась государственная монополия на драгметаллы и алмазы на внешнем рынке (ответственность за всяческие ее нарушения усиливалась); с другой, право на золотодобычу было предоставлено всем юридическим лицам РФ (процедура оформления была освобождена от ряда формальностей, фактически утвердилась т.наз. явочная система организации золотодобывающих предприятий).