Банковская система призвана обеспечить эффективность расчетов между хозяйствующими субъектами. Внушительная часть расчетов носит межбанковский характер и предназначается для экономических связей финансово-кредитных органов. Межбанковские расчеты сопровождают всевозможные виды внешнеэкономических связей. Банки между собой устанавливают корреспондентские отношения на договорной основе, когда для осуществления платежей и расчетов операции ведутся одним банком по поручению и за счет другого банка. В современных условиях способы осуществления межбанковских платежей не удовлетворяют современным требованиям.
Одним из видов корреспондентских отношений являются расчеты с взаимным открытием корреспондентских счетов коммерческих банков, открытых главным образом в региональных учреждениях Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) – расчетно-кассовых центрах (РКЦ), региональных главных управлениях (РГУ) ЦБ РФ. В сущности РКЦ – это отделения ЦБ РФ, являющиеся элементами платежной системы, главной функцией которых является перевод денежных средств. Другими словами, РКЦ служат посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками (КБ).
По способу организации работы банка через корсчет в РКЦ ЦБ все банки можно разделить на две большие группы. Первая группа – это банки, использующие технологию так называемых прямых расчетов (региональных, ускоренных).
Технология прямых расчетов обеспечивает прохождение платежей между банками-участниками этих расчетов в течение одного операционного дня. В наиболее полном виде эта технология реализована в системе электронных платежей, которая эксплуатируется в банках Украины. Все платежи, поступающие в банк в электронном виде, передаются несколько раз в день, что позволяет эффективнее использовать финансовые ресурсы банка.
В России такая технология реализована только на региональном уровне и, к тому же, не во всех регионах, вследствие этого российские банки могут вести прямые расчеты с банками исключительно своего региона. Межрегиональные расчеты осуществляются проводками по корсчету аналогично работе банков второй группы.
Вторая группа – это банки, не использующие технологию "прямых" расчетов и работающие только через корсчет. Выбор банком метода работы по корсчету определяется в основном возможностями, предоставляемыми банкам региональными вычислительными центрами. При этом банк учитывает все преимущества и недостатки того или иного способа.
Проблема комплексной автоматизации межбанковских расчетов в России стоит сегодня как никогда остро. Это связано, в первую очередь, с необходимостью ускорить прохождение платежных документов по инстанциям. Продуманная, а главное, реализованная концепция автоматизации позволит высвободить значительные суммы денег, никак не используемых во время нахождения в пути.
Центробанком России предпринимаются меры по формированию своей расчетной системы с применением новых алгоритмов учета и обработки информации на базе электронных систем перевода денежных средств.
Идеальным можно было бы считать вариант прямых корреспондентских отношений между банками, при которых благодаря АИТ каждый платежный документ отправляется от банка-отправителя к банку-получателю. Внедрение такой системы предполагает стыковку транспортного уровня с функционирующими в банках разнообразными автоматизированными банковскими системами (АБС).
В условиях отсутствия возможностей быстрой модернизации системы межбанковских расчетов Банка России создание банками альтернативных межбанковских систем, безусловно, правильный путь. В перспективе желательно объединение этих систем под контролем Центрального банка с участием как можно большего круга коммерческих банков по типу Федеральной банковской резервной системы США.
Фирмы-разработчики автоматизированных банковских расчетов прикладывают существенные усилия для ее решения. Однако много зависит и от самих банков, потому как любая система разрабатывается под конкретного клиента. Автоматизация банковских расчетов – основа для деятельности банка и необходимый фактор его конкурентоспособности. Это понимает большинство руководителей банков. Но при существующем в современных условиях многообразии программного обеспечения для автоматизации всех видов деятельности банка зарождается проблема унификации и выработки единых стандартов для новых программных продуктов и мер по стыковке уже созданных.