Критическая ситуация на рынке потребовала от ЦБ жестких и неординарных действий. Прежде всего ЦБ отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке:
1. Во-первых, ЦБ пошел на девальвацию рубля, отказавшись от валютного коридора.
2. Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. – июня 1999 г. ЦБ ввел более десятка ограничений на операции, связанные с валютными операциями коммерческими банками. Так, 16 сентября 1998 г. введено требование обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки только на межбанковских валютных биржах. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать факт продажи установленной экспортной выручки.[5]
Действия ЦБ после финансового кризиса августа 1998 г. оцениваются по-разному его участниками. Тем не менее, нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:
§ обеспеченно относительное равновесие спроса и предложения на валютном рынке и устранена угроза неконтролируемых изменений курса рубля. За девять месяцев 1999 г. курс доллара на валютном рынке повысился на 25% при инфляции в 32,4%;[6]
§ созданы условия для поддержания уровня валютных резервов и мобилизации валютных средств для обслуживания внешнего долга;
§ усилена роль валютного рынка в обслуживании внешнеторговых связей. В настоящее время около 60% операций на биржевом рынке непосредственно связаны с обслуживанием операций по экспорту и импорту;
§ ограничены спекулятивные возможности КБ;
§ ужесточен контроль над бегством капитала из страны.
Нынешняя ситуация на валютном рынке требует либерализации валютного законодательства. С 2007 года начнет действовать новый закон о валютном контроле. Считается, что документ носит либеральный характер. В нем, в частности, максимально исключена возможность ввода ограничений на валютном рынке со стороны ЦБ или правительства. В ходе рассмотрения законопроекта в ГосДуме из него были исключены почти все текущие и часть капитальных операций, по которым кабинет министров или Банк России могут вводить ограничения. Фактически у монетарных властей осталось два очень мощных рычага воздействия на трансграничные потоки капитала. Во-первых, в законе закреплено право ЦБ потребовать от инвесторов при вывозе средств за рубеж зарезервировать до 100% вывозимого объема на срок до двух месяцев. Во-вторых, при ввозе капитала допускается возможность депонирования до 20% средств на срок до одного года. Таким образом, срок действия всех ограничительных норм 1 января 2007 г. После этой даты все ограничения утратят силу, если, конечно, законодатели не сочтут необходимым вновь подправить закон.