Но все-таки риск банкротства существует. Согласно ст.144 “Рассмотрение дел о банкротстве страховой организации” Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” при рассмотрении дел о банкротстве страховой организации лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью.
Заявлением о признании страховой организации банкротом подается в арбитражный суд должником, конкурсным кредитором, прокурором и иным уполномоченным лицом.
В ситуации банкротства происходит изменение стратегии управления всеми видами деятельности организации, в том числе финансовыми потоками, и выработка мероприятий по финансовому оздоровлению и выходу при необходимости из сложившегося положения. Выработать план финансового оздоровления также необходимо вследствие законодательных требований к фактическому размеру маржи платежеспособности.
Среди мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности предприятия, следует назвать:
· смену руководящего звена страховой организации;
· инвентаризацию имущества;
· оптимизацию дебиторской задолженности;
· снижение расходов на ведение дела;
· продажу долей в капитале других организаций;
· продажу незавершенного строительства;
· оптимизацию количества персонала;
· продажу излишнего оборудования, средств компьютерной техники и т.д.;
· автоматизацию и использование новых программных продуктов;
· совершенствование организации труда.[20]
В плане мероприятий по финансовому оздоровлению необходима выработка перспективного бизнес-плана, где следует провести анализ страховых тариф, используя при этом объем страховых услуг таким образом, чтобы можно было определить ожидаемый размер страховых поступлений. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.
Если в результате анализа будет установлено, что расходы на агентские услуги и ведение дела в первые периоды (месяцы) или даже в течение более длительного времени будут непомерно высокими и полный их учет в структуре тарифной ставки окажет серьезное влияние на количество реализованных страховых услуг, то необходимо тщательно изучить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установление первоначального размера страхового тарифа, в котором нагрузка покрыла бы все расходы по ведению дела и комиссионные агентам и обеспечила бы конкурентоспособные цены на страховые услуги со стабильной долей прибыли. Во многих случаях, особенно при длительном периоде освоения нового рынка, назначение цены на услуги должно быть таким образом приспособлено к конъюнктуре рынка, что на некоторое время цена включала лишь комиссионные агентам и не учитывала расходов на ведение дела. Последние следует покрывать за счет инвестиционного дохода.
Несмотря на существование различных видов контроля за страховой деятельностью более прибыльные виды рисков страхования представляют наибольший интерес для страховщика. Более правильным является образование страховых пулов в перестраховочных целях для гарантии финансовой устойчивости страховых операций по страхованию крупных рисков. При этом требуется более гибкий подход, который заключается в установлении таких тарифных ставок, которые приносили бы страховщикам умеренный доход и привлекали бы новых участников. Введение более высоких тарифных ставок способно только ухудшить положение страховщика.