Таким образом, можно выделить несколько направлений в перспективах развития факторинговых операций.
Во-первых, предоставление полного набора услуг в области международного факторинга. Потенциальный выход на международный рынок малых и средних предприятий-экспортеров приведет к повышению конкуренции, прежде всего неценовой, повышению доли экспорта на условиях открытого счета и соответственно к росту потребности в его факторинговом обслуживании.
Во-вторых, развитие внутреннего факторинга за счет использования различных вариантов факторингового обслуживания.
В-третьих, диверсификация деятельности фактор-фирм. Помимо операций с долговыми требованиями в перспективе фактор-фирмы будут оказывать консультационные услуги.
В-четвертых, использование фактор-фирмами нового, прогрессивного программного обеспечения для анализа и оптимизации собственных издержек, повышения качества обслуживания поставщиков и контроля за кредитом.
Рынок факторинга в ближайшее время будет по-прежнему весьма привлекательным. При этом естественно, что усиление конкуренции обернется повышением качества продуктов и сервиса. Будет возрастать число участников факторингового рынка за счет появления как российских, так и прихода иностранных компаний. Фактор-фирмы будут развивать неценовые конкурентные преимущества: сокращать сроки принятия решений о возможности финансирования, предоставлять факторинг клиентам вне зависимости от территориального расположения клиента и его дебиторов, расширять ассортимент услуг, повышать качество сервиса для клиентов.
Представители всех банков сходятся во мнении, что факторинг — очень перспективное направление. Хотя сам бизнес достаточно специфичен и трудоемок. Многие финансовые структуры начинают его, но немногие в состоянии сделать его привлекательным.
По оценкам специалистов, рынок факторинга в России растет сегодня на 20—30% в год. При этом ставки факторинговых компаний медленно, но верно снижаются: в сравнении с 2007 г. они упали на 10%. Все это говорит о том, что рынок постепенно стабилизируется (еще пять лет назад для него были характерны значительные колебания, интерес к факторингу то возрастал, то снова падал).
Вместе с тем волна слияний и поглощений банков, которая у начала подниматься, так или иначе, приведет к значительному сокращению числа участников рынка. Как результат — факторинг станет типовым, а значит, и более понятным продуктом для предприятий