Государство различными методами и способами регулирует страховую деятельность. Сплетуховым Ю.Л. выделены формы государственного регулирования. Обобщая эти формы, мы думаем, что их можно разделить как:
а) прямо воздействующие на страхование (страховой надзор, лицензирование, обязательное страхование, налогообложение, контроль за платежеспособностью, контроль за инвестиционной деятельностью);
б) косвенно воздействующие на страховую деятельность (контроль за ценообразованием; государственное предпринимательство; государственная контрактация; государственное финансирование; антимонопольное регулирование; государственное программирование; государственное планирование и прогнозирование; регулирование ставки рефинансирования; валютное регулирование).
Ответственность за регулирование страхования должна быть разделена между федеральными и региональными органами власти.
На федеральном уровне первоочередными задачами являются: обеспечение и содействие развитию надежного и стабильного функционирования страхового рынка как внутри страны, так и на международном уровне; обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства; повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе.
К задачам регионального уровня можно отнести: контроль за обеспечением выполнения обязательств сторонами договоров страхования; получение региональными органами налогов и сборов от осуществления страховой деятельности, контроль за своевременностью их перечисления и другие.
В Российской Федерации принято более 60 действующих федеральных законов, которые декларируют проведение различных видов страхования, в том числе и обязательного страхования, не отвечающих требованиям общего страхового законодательства, противоречат Конституции и нормам ГК РФ, иным законам, не содержат гарантий и реальных механизмов их исполнения.
Выходом из данной ситуации, по нашему мнению, является создание единого комплексного пакета базовых страховых законодательных актов в форме Страхового кодекса или иного сборника основных документов, регулирующих деятельность на страховом рынке.
Принятие такого единого документа вызвано необходимостью как можно дольше сохранить положение, при котором отдельные группы страховщиков, и в первую очередь имеющие в своих активах иностранный капитал, могли бы лоббировать принятие тех законов и на тех условиях, которые им выгодны, не учитывая национальные российские интересы.
Сегодня зарубежные страховщики понимают, что российский страховой рынок весьма перспективен, и предпринимают всевозможные шаги для экспансии, тем самым создавая почву для дальнейших социальных и экономических конфликтов.
Страховой кодекс представляет собой общий нормативно-правовой акт о страховании. Его принятие на длительное время послужило бы отправной точкой для страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Составными частями Страхового кодекса должны стать расширенные разделы главы 48 Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
На наш взгляд, при подготовке данного кодекса необходимо основываться на опыте Франции, где в настоящее время действует Страховой кодекс, который был принят двумя декретами от 16.07.1976 г. Французский кодекс состоит из трех частей: I - законы, II - декреты, III - постановления. Каждая часть делится на пять книг:
- договор, II - обязательное страхование, III
- страховые компании, IV - особые режимы страхования, V - страховые посредники. Книги состоят из разделов, разделы - из глав, главы - из статей.
В составе Страхового кодекса могут быть выделены следующие разделы:
1. Общие положения (базовые условия, отраженные в законодательстве): гражданское законодательство; антимонопольное законодательство; налоговое законодательство; банки и ценные бумаги; страховой надзор; деятельность иностранцев; суд и арбитраж.
2. Страхование: добровольное страхование, обязательное страхование, медицинское страхование, социальное страхование, сострахование, взаимное страхование, перестрахование. В разделе должны быть отражены условия проведения, виды, форма, образцы документов.
3. Федеральные законы (действующие федеральные законы, имеющие положения о страховании, приведенные в соответствие положениям данного кодекса).
Важность принятия Страхового кодекса заключается в том, что на данный момент многочисленные положения о страховании, об обязательных видах страхования "рассредоточены" по разным нормативно-правовым актам, которые необходимо сгруппировать и классифицировать в одном документе.
Действующее на сегодняшний день страховое законодательство не в полной мере отражает положение на российском страховом рынке, оставляет множество пробелов и вызывает необходимость урегулирования целого ряда вопросов. По мнению автора, принятие Страхового кодекса РФ необходимо, но для его принятия нужно провести большую организационную работу по полному формированию законодательной базы в страховании и кодификации всех нормативных актов, поэтому кодекс будет действовать лишь в далекой перспективе.