Использование собственных средств как главного источника финансирования инвестиционной деятельности не обеспечивает расширенного воспроизводства – таблица 1.
Таблица 1 - Особенности управления государственной собственностью в банковской системе в млн. тенге
Банковская система |
01.06.04 |
01.06.05 |
01.06.06 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Инвестиции в основной капитал Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: собственные средства |
53,5 |
49,3 |
51,6 |
из них: прибыль, остающаяся в распоряжении организаций амортизация |
21,7 22,8 |
24,1 21,5 |
21,6 24,6 |
привлеченные средства |
46,5 |
50,7 |
48,4 |
из них: кредиты банков заемные средства других организаций бюджетные средства |
4,0 9,4 20,6 |
3,3 6,0 19,2 |
4,3 5,7 18,9 |
Государственная собственность не используется в качестве инструмента повышения инвестиций активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту.
Масштабы государственной собственности в банковской системе выходят за рамки государственного участия в капитале пяти основных банков. Государство в различных формах, в том числе через государственные унитарные предприятия и учреждения, участвуют в капитале более 600 кредитных организаций, большинство из которых является небольшими. Более того, государство не владеет полной информацией о точном количестве банков, имеющих акционеров из числа государственных предприятий.
Правительством было принято решение о прекращении участия государственных предприятий в уставных капиталах кредитных организаций.
Участие государства в капитале кредитных организаций во многих случаях носит «непрозрачный» характер, не приносит бюджету ощутимых выгод и не способствует решению стоящих перед государством задач, связанных со стимулированием экономического роста через активизацию инвестиционного процесса.
В сложившихся условиях наличие значительного числа кредитных организаций, находящихся под контролем государственных предприятий и учреждений, ограничивает рыночную конкуренцию не только в банковском секторе, но и в экономике в целом, приводят к потерям для бюджета, а также способствует распространению коррупции.
Усилия государства должны быть направлены на создание финансового механизма, ориентируемого на трансформацию сбережений в инвестиции. Необходимо значительное сокращение числа кредитных организаций, находящихся под контролем государства в той или иной форме.
В то же время полный выход государства из капитала всех кредитных организаций не является оправданным, так в этом случае государство лишается важного инструмента финансовой политики.