БТА - второй по величине банк Казахстана, специализирующийся на услугах как корпоративного, так и розничного финансирования. В последние годы благодаря накопленному опыту, ассортименту предлагаемых продуктов и возможности привлекать более долгосрочные ресурсы он вырос в банк, охватывающий своей деятельностью не только Казахстан, но и другие страны Содружества Независимых Государств (СНГ), где он получает более высокую маржу и использует возможности для развития бизнеса.
В розничном сегменте казахстанского рынка банковских услуг БТА подвергается жесткой конкуренции, особенно со стороны банка "Халык" и ряда кредитных организаций среднего размера. На рынке услуг корпоративного финансирования его основным соперником является АО "Казкоммерцбанк". Однако БТА, имеющий в своем ассортименте довольно прогрессивные продукты и услуги, конкурирует вполне успешно. Банк имеет давний опыт работы с корпоративными клиентами. Он предлагает клиентам консультации, помогающие им повышать свою эффективность и погашать привлекаемые кредиты.
Поскольку стратегия БТА предусматривает независимость от каких-либо промышленных концернов, его бизнес дополняют несколько дочерних финансовых компаний, принадлежащих ему полностью или частично. Эти компании занимаются лизингом, ипотечным кредитованием, страхованием, управлением активами, а также пенсионными накоплениями. БТА принадлежит 52,2% голосующих акций казахстанского АО "Темiрбанк", работающего в розничном сегменте рынка, а также специализированная дочерняя компания АО "Ипотечная организация БТА Ипотека".
В розничном сегменте рынка БТА успешно конкурирует с банком "Халык", предлагая более прогрессивные продукты и услуги. Это направление бизнеса обеспечивает БТА хорошую базу первичных ресурсов. Выдаваемые населению кредиты пока невелики по размеру, но их потенциал как средства повышения выручки и диверсификации рисков весьма высок. Располагая второй по величине в стране филиальной сетью, БТА имеет хорошие возможности для освоения этого практически "нетронутого" рынка, хотя впереди его ждет жесткая конкуренция со стороны банков среднего размера. БТА имеет довольно сильные позиции и в "корпоративном" сегменте рынка. Растущий приток депозитов и более долгосрочных заемных средств позволяет ему все активнее участвовать в финансировании средне- и долгосрочных капиталовложений, осуществляемых крупными корпорациями. Одним из важнейших стратегических направлений бизнеса является финансирование торговых операций - именно оно обеспечивает рост присутствия БТА за пределами Казахстана. Все большую значимость приобретает финансирование развития МСБ - за счет него расширяется база кредитования.
В 2007 году АО «Банк ТуранАлем» (БТА) добилось успеха в развитии всех направлений своей деятельности и продолжило укреплять позиции в республике, ближнем зарубежье и на мировых финансовых рынках.
Реализуя свою стратегию по превращению в крупнейший частный банк на пространстве СНГ, БТА планомерно расширяет продуктовую линейку и внедряет передовые стандарты обслуживания клиентов.
В результате деятельности банка за 2007 года консолидированные активы БТА по состоянию на 01.01.2008 г. достигли 25,5 млрд. долларов, увеличившись за год на 56%. Рост активов произошел как за счет увеличения депозитов клиентов на 30%, которые на конец года сложились в сумме 5,4 млрд. долларов, выпущенных долговых ценных бумаг (прирост 62%), средств кредитных учреждений (прирост 41%), так и увеличения собственного капитала, который на конец года составил 3,8 млрд. долларов.
Доля Группы в активах банковской системы Казахстана на отчетную дату составила 25,5% (22,8% на 01.01.2007.), доля по депозитам - 23,7% (депозиты юридических лиц - 24,9%, физических лиц - 19,5%)
Также в минувшем году БТА активно наращивал объемы кредитования, внося свой вклад в стимулирование экономического роста в стране. Кредитный портфель Банка за отчетный период вырос на 88% и составил 19,9 млрд. долларов. Доля Банка в общем кредитном портфеле банков составила 27,4% против 23,7% на конец 2006 г.
В целом 2007 год охарактеризовался устойчивым ростом показателей прибыльности банка. Размер чистой процентной маржи (ЧПМ) в течение года изменялся следующим образом:
- на 01.01.2006 г. – 4,2%
- на 01.04.2007 г. – 4,8%
- на 01.07.2007 г. – 5,3%
- на 01.10.2007 г. – 5,6%
- на 01.01.2008 г. – 6,0%
Увеличение чистой процентной маржи за 2007 г. на 1,8 пункта произошло при сохранении качества кредитного портфеля на уровне предыдущего года.
Прибыль БТА-банк по итогам 2007 года сложилась в размере 580 млн. долларов, что почти в 2 раза превышает прибыль, полученную в 2006 г.
Таким образом, результаты работы АО БТА-банк отражены в следующих коэффициентах:
- ROA – 2,8%
- ROE – 26,1%
- Коэффициент достаточности капитала 1 уровня * – 17,2%
- Коэффициент достаточности капитала 2 уровня * – 17,9% (* в соответствии с рекомендациями Базельского Соглашения).