Вопросы автоматизации и механизации приобретают особую актуальность, так как совершенствование экономического механизма в предъявляет высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания населения. В целях оптимизации налично-денежного оборота, снижения издержек государства по организации денежного оборота, рационального использования свободного времени населения необходимо обеспечить максимальное привлечение во вклады денежных средств населения.
Основными целями создания системы банковского обслуживания населения являются:
снижение затрат, связанных с налично-денежным оборотом;
создание условий для интенсивного аккумулирования свободных денежных средств населения;
создание новых технологий платежного населения, гарантирующих мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости;
установление государственного учета доходов и расходов населения;
обеспечение безопасности личных денежных средств населения.
На первом этапе необходимо расширить безналичные расчеты через банки второго уровня, в частности, практики выплаты зарплаты.
Следующий этап - это внедрение магнитных и микропроцессорных пластиковых карт, а затем - электронных систем платежей и расчетов.
В Казахстане разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения.
Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка. [25]
Автоматизация широко затронула многие традиционные технические виды банковского обслуживания клиентов, такие например, как, оплата счетов, перевод средств и т.д. Новая техника применяется при обработке денежных и бухгалтерских документов, а также для коммуникационной взаимосвязи банков со своими отделениями, филиалами и другими кредитными институтами.
Она используется банками для сбора, накопления, хранения, обработки анализа, передачи на расстояние и предоставления клиентам разнообразной информации о кредитных сделках, денежных платежах и расчетах и т.д., а также возможных сведениях о конъюнктуре рынков, состоянии экономики и многих других.
Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов могут быть личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам, после анализа "кредитной истории" последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита.
Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации получившей карточки.
Полнота функций платежной системы современного государства определяется наличием такого платежного инструмента, как пластиковые карточки различных моделей и назначения. По технологии обработки - кредитные, дебетные, предварительной оплаты, электронного кошелька.