Вторую группу составляют субъекты, регулирование ипотеки в которых происходит посредством разработки и принятия только региональных программ при отсутствии самостоятельных законов, посвященных ипотечному кредитованию (Владимирская, Ленинградская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Смоленская, Тверская и другие области).
Третью группу составляют субъекты, в которых практически отсутствует правовое регулирование рассматриваемых отношений.
Остановимся на некоторых проблемных моментах правового регулирования ипотечного кредитования.
1. Размер ставок по ипотечным кредитам. Основными параметрами любой ипотечной системы и, соответственно, ипотечной программы являются проценты по кредиту, т.е. ставка ипотечного кредита, стоимость недвижимого имущества, связанные с ней риски, а также расходы на страхование этих рисков.
Развитие ипотеки напрямую связано со снижением процентной ставки.
С 1 июля 2006 г. Агентством по ипотечному жилищному кредитованию снижены ставки по ипотечным кредитам. Минимальная ставка снижена с 12 до 11,5% годовых; максимальная снижена с 16 до 14,5% годовых.
Размер кредита от стоимости жилья |
Процентная ставка по кредиту на срок от 1 года до 15 лет включительно |
Процентная ставка по кредиту на срок от 15 до 30 лет |
от 30% (включительно) до 50% (включительно) |
11,5% |
12,5% |
более 50% до 70% (включительно) |
12,75% |
13% |
более 70% до 90% (включительно) |
14% |
14,5% |
В последующем планируется дальнейшее снижение ипотечной ставки - до 11% в 2007 г.
В нормативных актах субъектов Федерации процентные ставки дифференцируются, но основанием дифференциации, как правило, являются те или иные категории граждан, которым оказывается поддержка.
Так, в Нижегородской области размер ставки по ипотечным кредитам в единых областных стандартах определен от 5% годовых[24], а для льготных категорий он составляет 8% годовых[25].
В Алтайском крае процентная ставка составляет 5% годовых, но максимальный размер кредита всего 1500 минимальных размеров оплаты труда[26].
В Кемеровской области возможно снижение процентной ставки по выданному займу при одном из следующих условий:
- награждение государственной наградой Российской Федерации либо определенными областными наградами;
- рождение, усыновление (удочерение) ребенка;
- окончание учебного заведения с дипломом с отличием либо защита диссертации[27].
Во многих субъектах установлены льготные ставки для молодых семей. В Самарской области они составляли 10% годовых. В других регионах установлены в пределах 7 - 8%.
Представляется необходимым продолжение политики снижения процентной ставки по ипотечным кредитам и льготных ставок для отдельных категорий граждан - бюджетников, молодых семей, в семьях при рождении ребенка.
Оптимальной была бы ставка в размере 7 - 10% годовых. Это возможно будет сделать лишь при условии снижения устанавливаемой Центральным банком РФ ставки рефинансирования, которая с 26 июня 2006 г. составляет 11,5% годовых. В то же время это возможно будет сделать лишь при условии снижения инфляции в российской экономике, которая в настоящий момент составляет около 11% в год, а в сфере строительства по минимальным подсчетам - от 40% в год.
2. Определение в законодательстве "молодой семьи" и меры ее поддержки при ипотечном кредитовании. В федеральном законодательстве понятие "молодая семья" практически отсутствует. Оно определяется лишь в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. в редакции Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 865, а также в Основных направлениях государственной молодежной политики, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1.