На основании проведенной оценки организации кредитования юридических лиц в дополнительном офисе №8599/0111 Курганского отделения №8599 Сбербанка России можно сделать следующие выводы:
1. Дополнительный офис №8599/0111 Курганского отделения №8599 Сбербанка России является филиалом АК СБ РФ, входит в единую систему СБ РФ, организационно подчиняется Курганскому отделению СБ РФ.
Филиал создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа СБ РФ № 821 от 17 июля 1987г. Осуществляет банковскую деятельность на территории Кетовского, Половинского, Притобольного районов Курганской области в соответствии с законодательством РФ, Уставом СБ РФ, а также иными нормативно - правовыми актами.
2. Главным показателем деятельности является прибыль. В изучаемом периоде деятельность банка заметно улучшилась. В 2010г. Банк имел чистую прибыль в размере 1944тыс. р. Основным источником прибыли являются доходы, полученные от предоставления кредитов. В структуре активов они занимают около 83% от всех полученных доходов. Таким образом, кредитование фактически является основным видом деятельности исследуемого отделения СБ РФ.
3. Ссудная задолженность в целом по отделению за анализируемый период выросла на 42%. Задолженность по кредитам, выданным юридическим лицам, составила 117689 тыс. р., увеличившись за период в 9 раз.
Банк ориентирован в основном на краткосрочное кредитование юридических лиц. Ссудная задолженность по краткосрочным кредитам составляет 80 % от общей суммы кредитов. Начинает практиковаться овердрафтное кредитование, которое пользуется все большей популярностью. Наблюдается рост ссудной задолженности по всем отраслям экономики, однако заемщики представлены в основном сельскохозяйственными и торговыми предприятиями, кредитование которых связано со значительными рисками.
Из 64 кредитных договоров, заключенных с юридическими лицами в 2010г., были пролонгированы 29, то есть почти каждый второй. Как показал анализ, в большинстве случаев это связано с недостаточно проработанной методикой определения кредитоспособности заемщика.
Кредитование осуществляется в соответствии с Регламентом № 285-4-р., согласно которому проводится оценка кредитоспособности заемщика, и определяется способ обеспечения возвратности кредита. В отделении основными способами являются поручительство и залог.
4. С ростом объемов кредитования увеличилось время выполнения операций по оформлению и выдаче кредитного договора, что явилось причиной ухудшения качества обслуживания клиентов.
Проанализировав кредитование юридических лиц целесообразно предложить следующие меры по его улучшению:
1. Провести оценку риска кредитных операций. С помощью аналитического выравнивания выявить основную тенденцию его развития, экстраполяцией определить ожидаемую величину риска. На основе полученных результатов наметить мероприятия по снижению риска.
2. В связи с неустойчивым финансовым положением предприятий определить наиболее надежный способ обеспечения кредита методом анализа иерархий, основанном на экспертных оценках.
Для выбора наиболее рациональной альтернативы построить иерархию, упорядочивающую критерии качества и определяющую общие выгоды для рассматриваемых альтернатив. Наилучшей является альтернатива с наибольшей количественно определенной выгодой.
Данная методика позволяет принять правильное решение относительно обеспечения возвратности кредита, снизить связанный с ним кредитный риск и обеспечить тем самым получение прибыли банком.
3. В целях минимизации риска для банка улучшить методику оценки кредитоспособности заемщика. Предлагается использовать метод принятия решений, основанный на теории нечетких множеств. Методика способствует повышению обоснованности принимаемых решений и обеспечивает выбор наиболее рационального варианта из множества допустимых.
4. Повысить уровень организации работы с клиентами. С этой целью ввести в штат должность финансового аналитика. Данное мероприятие обеспечит сокращение затрат на выполнение операций по оформлению и выдаче кредитного договора, и позволит сэкономить время на выполнение других операций.