· вторичные, связанные отчислениями банков специальные фонды, например, в фонды обязательных резервов, в страховые фонды и пр.;
· инвестиционные – вложение средств банков основные фонды, в инвестиционный портфель ценных бумаг, участие в деятельности других организаций, активные операции.
По уровню доходности операции следует подразделять так:
· приносящие доход – высокодоходные, низкодоходные, приносящие стабильные и нестабильный доход;
· не приносящие дохода – беспроцентные ссуды, векселя, выдача денежных средств, отчисления в обязательные резервы и пр.
По уровню ликвидности активные операции подразделяются на операции, характеризующиеся мгновенной (кассовые операции), текущей (операции ссудные и расчетные, сроком до 30 дней) и долгосрочной ликвидностью, а также на неликвидные операции.
По сроку выделятся срочные краткосрочные (на 1 день, 7 дней, 30 дней, 3,6,9 и 12 месяцев), долгосрочные (свыше года, до 3 лет, свыше 3 лет) и бессрочные активные операции (до востребования).
По регулярности осуществления активные операции могут быть регулярные (постоянные или совершаемые с определенной периодичностью) и иррегулярные (случайные, эпизодические).
В зависимости от движения денежных средств по счетам активные операции подразделятся на связанные (балансовые) и не связанные с движением денежных средств по счетам (внебалансовые).
Пассивные операции коммерческих банков – это совокупность операций (способов, приемов, методов), посредством которых формируются ресурсы банка. В результате таких операций происходит увеличение банковских средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах (в балансе российских банков активно-пассивных счетов в настоящее время нет).
Формирование пассивов – базовая задача любого коммерческого банка. Пассивные операции играют важную роль. Именно с их помощью банки приобретают ресурсы для совершения активных операций.
Различают четыре формы пассивных операций коммерческих банков:
1. взносы в уставной фонд банка (продажа акций или паев их первым владельцам);
2. получение прибыли банком, а также формирование или увеличение фондов, образуемых банком в ходе его деятельности;
3. депозитные операции (получение ресурсов от клиентов банка);
4. внедепозитные операции (получение ресурсов от центрального банка и на денежных рынках).
Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью форм 1 и 2 пассивных операций формируется первая крупная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Формы 3 и 4 пассивных операций образуют вторую крупную группу ресурсов – привлеченные (заемные) ресурсы.
Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеет особую специфику, отличающую их от других организаций, занимающихся иными видами деятельности тем, что за счет банковского капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Обычно государство устанавливает для банков минимальную границу соотношения между собственными и привлеченными ресурсами. В России такое соотношение не установлено, поэтому в разных банках колебания в соотношении весьма существенны.
Значение собственных ресурсов банка заключается прежде всего в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы (земля, здания, оборудование, заработная плата), без которых банк не может начать деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.
Структура собственных средств в разных банках неоднородна. Они включают[9]:
1. уставной капитал;
2. резервный фонд, фонда специального назначения и другие фонды банка;
3. нераспределенную прибыль.
Привлеченные (заемные) ресурсы банки покрывают до 90% (а в отдельных банках и более) всей потребности в денежных средствах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки удовлетворяют таким образом потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают населения потребительским кредитом.
Привлеченные ресурс подразделятся на депозитные, которые банк получает от свих клиентов, в том числе от других коммерческих банков, с которыми у него установлены корреспондентские отношения, и недепозитные, которые приобретаются на рынке на конкурентной основе, инициатива их привлечения принадлежит самому банку. В основном привлечение недепозитных ресурсов – это операции оптового характера, на крупные суммы.