денежный стоимость прожиточный покупательный
Совокупность всех составляемых бюджетов, взаимосвязь между ними, последовательность и правила их формирования составляют бюджетную модель компании. В научной литературе приводятся описания моделей бюджетирования, которые, в общем, очень похожи. Однако для каждой конкретной компании эта модель уникальна, поскольку обуславливается спецификой ее деятельности, существующими бизнес-процессами, прийнято стратегией развития, потребностями менеджмента компании, а также используемыми информационными технологиями. Как правило, в страховой компании выделяются 2 крупных информационных блока по операционной деятельности: страховой портфель и расходы на ведение дела. В страховом портфеле отражаются страховая и перестраховочная премия, а также все прямые расходы страховщика: страховые убытки, страховые резервы, участие в убытках по входящему перестрахованию, комиссионное вознаграждение. Расходы на ведение дела включают расходы на маркетинг и рекламу, информационные технологии и прочие накладные расходы страховой компании. Это отражается на системе бюджетирования.
В качестве бюджетных периодов выступают, как правило, месяцы, кварталы и год. При этом по способу планирования бюджеты бывают: дискретные - составленные на определенный период времени. Контроль и анализ таких бюджетов производится в рамках заданного периода, а с окончанием периода составляется новый бюджет на аналогичный период в будущем; скользящие (cumulative/rolling budget) - непрерывно обновляемые бюджеты, охватывающие данные прошедших периодов и интегрирующие возникающие изменения. Методика составления такого бюджета состоит в том, что с окончанием одного периода к бюджету сразу добавляется следующий период, отражающий текущие изменения. Так, например, в декабре составляется бюджет на январь-декабрь следующего года, а по прошествии одного месяца (в январе) формируется новый бюджет на период с февраля по январь следующего года и т.д. Такая методика трудоемка, однако позволяет более полно оценивать перспективы развития компании. Кроме того, часто рассматриваются следующие методы построения бюджетов:
статический бюджет (fixed/static budget) - бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности компании;
гибкий бюджет (flexible budget) - формируемый не для конкретного - уровня деловой активности. В таком случае составляются несколько альтернативных вариантов объема бюджета. Одним из вариантов такого бюджета является бюджет, отражающий изменения переменных издержек в зависимости от текущего уровня деловой активности, в частности от количества заключенных договоров страхования.
При этом используются нормативные показатели, такие как цена риска (или тариф), комиссионное вознаграждение, нормативы по формированию резерва предупредительных мероприятий, коэффициент страховых выплат, коэффициент убыточности, коэффициент переменных общехозяйственных расходов, коэффициент постоянных общехозяйственных расходов и т.п.;
исторический (incremental) бюджет - формируемый путем простой индексации (в процентах или денежной форме) бюджета предыдущего периода без пересмотра основ и принципов формирования бюджетных данных, а также политик компании;
бюджет с нуля (zero-based budget) - формируемый независимо от исторических данных, на основании заново разработанных приоритетов развития компании, оценки рыночной конъюнктуры и т.п.
Методология бюджетирования включает широкий перечень различных процедур и методик, в том числе прогностические и статистические методы, «бюджетный метод», различные методы финансового и управленческого учета затрат.
Для каждой страховой компании она уникальна, так как формируется с учетом специфики ее операций, существующей практики финансового учета, принятой стратегии развития, информационных потребностей руководства, используемых информационных технологий. Методология бюджетирования очень разнообразна.
При бюджетном планировании используются прогностические и статистические методы, а также специфические методики, позволяющие «смоделировать» деятельность компании посредством бюджетов (собственно «бюджетный метод»). При бюджетном контроле, учете и анализе используются различные методы финансового и управленческого учета затрат, стандарт-костинг и метод нормативного учета, директ-костинг, различные методы экономического анализа.
Таким образом, методология бюджетирования каждой страховой компании включает широкий перечень различных процедур и методик, целью которых является оценка перспектив развития компании и эффективности ее операций. Методология для каждой компании формируется с учетом специфики проводимых ею страховых и общехозяйственных операций, существующей практики финансового учета, контроля и анализа, a также квалификации специалистов по бюджетированию и информационных потребностей руководства.