Таким образом, успешная работа банков в условиях рыночной экономики опирается на правильную и эффективную организацию их кредитных отношений с клиентами, поскольку именно кредитные операции служат основным источником доходов банков. Анализ данных за последние 5 лет по республике показывает устойчивую тенденцию повышения доли кредитов реальному сектору экономики в активах коммерческих банков. Вместе с тем изменяющиеся потребности экономических субъектов и динамики хозяйственных процессов в стране стимулируют развитие и усложнение механизма кредитования, его постоянное совершенствование. К числу наиболее важных факторов, оказывающих влияние на кредитные отношения, относятся: достаточно жесткая денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком; недостатки в области стратегического планирования; постоянно меняющаяся нормативно-правовая база, регулирующая кредитные операции банков; наличие излишней регламентации процесса банковского кредитования и большого количества административных ограничений, влияющих на кредитную политику банков и их доходы; необходимость поддержания банками положительных реальных ставок на кредитном рынке; высокий удельный вес кредитов, предоставляемых банками в иностранной валюте, и связанные с этим дополнительные риски и затраты; недостаток внутренних источников для долгосрочных инвестиций.
В то же время чётко просматриваются улучшения в направлении решения одной из главных банковских проблем – сокращении доли просроченных кредитов в кредитном портфеле банка.
Доля просроченных, пролонгированных и сомнительных кредитов в кредитном портфеле сократилась за период 2002г.-1-й квартал 2003г. на 5,2% и составила 9,9% , в общей сумме активов – на 2,6% и составила 5,9%. Данное снижение достигнуто за счёт того, что темпы роста кредитов опережают темпы роста ''плохих'' кредитов. Также следует отметить изменение структуры ''плохих'' кредитов в разрезе валют в сторону снижения удельного веса кредитов в СКВ и увеличения доли кредитов в национальной валюте до 40,2%.
Для решения проблемы просроченных кредитов требуется принятие ряда мер по оздоровлению финансового положения юридических лиц, повышение с их стороны кредитной дисциплины, совершенствования правовых и нормативных документов и упрощения процедуры использования банками залоговых прав и др. форм обеспечения.
Большинство банков испытывают ряд проблем и теряют значительные ресурсы на стадии взаимоотношений с реальными и потенциальными клиентами. Для клиента на первый план выходит качество обслуживания, поэтому необходимо знать своего клиента, а также его потребности и способность удовлетворять их. Данная проблема проявляется в комплексе аспектов, в частности, в таких, как низкое качество оказания услуг клиентам, отсутствие информации у потенциальных и действительных клиентов об услугах банка.
Для перехода на следующий этап развития банковских услуг в нашей стране необходимо создать систему, в которой отлажен четкий производственный и управленческий контроль в соответствии с мировыми общепризнанными стандартами.
Как видим, 2004 год принес как некоторую либерализацию кредитного рынка страны, так и новые проблемы. С одной стороны, это нормально: того требуют современные рыночные отношения, а с другой — есть негативные моменты предсказуемые, и многих из них можно было избежать. Так же необходимо отметить, что Национальный банк в последние годы очень оперативно реагирует на негативные проявления в банковской сфере, что внушает уверенность в быстром устранении любых «кредитных неувязок».