Из таблицы видно, что чистая прибыль полученная от 10 заемщиков увеличится на 305,6тыс.рублей при использовании предложенного варианта погашения кредита.
3. Предлагается добавить в методику определения кредитоспособности заемщика такой пункт. Как собеседование, так как бывают случаи, когда при анкетировании заемщик утаивает некоторые данные, при собеседовании же заимодатель общаясь и задавая определенные вопросы приходит к заключению об отказе или выдаче кредита.
В ходе беседы не следует выяснять все аспекты работы заемщика; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется разделить вопросы на 4-5 групп. Примеры вопросов:
1. Сведения о клиенте и его компании:
– является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;
– как давно учреждена компания;
– какова ее продукция;
– кто владельцы, сколько акций они имеют;
– каков опыт и квалификация менеджеров;
– прибыльна ли компания;
– кто основные поставщики и покупатели;
– на каких условиях продается продукт.
2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:
– какую сумму денег компания намерена получить у банка;
– как рассчитана эта сумма;
– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
3. Вопросы, связанные с погашением кредита:
– как клиент предполагает погашать кредит;
– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
4. Вопросы по поводу обеспечения займа:
– какое обеспечение будет передано в залог;
– кто владелец обеспечения;
– где складировано обеспечение;
– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
– как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
– каковы издержки по хранению обеспечения.
5. Вопросы о связях клиента с другими банками:
– какие банки используются в настоящее время клиентом;
– обращался ли он к другим банкам за ссудой;
– почему клиент пришел в этот банк;
– имеются ли непогашенные займы и каков их характер.
Эти два предложения приведут к снижению уровня невозврата кредита ориентировочно по экспертной оценке на 0,5-1%.