В статье Моисеева С.Р. говорится, что процентная политика ведущих центральных банков значительно разнится между собой, по результатам наблюдений за ФРС США, Банком Англии, банком Японии, немецким Бундесбанком и Резервным банком Австралии можно вывести несколько закономерностей в корректировке ставки. В частности, факты свидетельствуют о том, что денежные власти осуществляют не полную одномоментную, а частичную постепенную корректировку процентной ставки:
-центральные банки корректируют процентную ставку относительно нечасто;
-изменение ставки одноразово осуществляется на незначительную величину;
-денежные власти придерживаются адаптивной политики;
Автор статьи утверждает, что происходит очень медленное изменение процентной ставки центрального банка с точки зрения приведения ее в соответствие с равновесным значением или целевым уровнем. Как правило, денежные власти предполагают достичь фундаментального равновесия ставки в течение нескольких кварталов. Такая постепенная корректировка ставки в зарубежной экономической литературе получила название сглаживание процентной ставки (interest rate smoothing), или инерция денежно-кредитной политики (monetary policy inertia).
По мнению Захарова В.С., связи со слабым развитием рефинансирования банков ограничено использование такого метода, как процентная политика. Неслучайно ставка рефинансирования не меняется уже больше года. Видимо, ЦБ РФ понимает, что она все равно ни на что не влияет.
Если посмотреть за рубеж, там изменение учетной ставки на половину и даже четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Значит, имеется очень тонкий механизм настройки, который нам пока недоступен. Но главное, что мы к этому, похоже, и не стремимся.
На сегодня наиболее действенным методом денежно-кредитной политики являются отчисления в фонд обязательного резервирования.
Сейчас эти отчисления составляют 7 или 10% от привлеченных средств. Если учесть, что по ним банки не получают процентов, понятно их влияние на повышение ставок по кредитам. Но главное -они ограничивают кредитную активность банков, что совершенно необоснованно.
Всем известны страны, в которых существуют нулевые или минимальные отчисления в ФОР. В некоторых странах эти отчисления повышаются, когда бывает нужно «остудить перегрев» экономики. Но нам ведь до этого далеко. В последние месяцы 2001 г. наблюдалась даже стагнация производства.
Для развития экономика остро нуждается в банковских кредитах, но политика ЦБ РФ препятствует этому из-за отсутствия действенной системы рефинансирования банков и высоких отчислений в ФОР. Думается, немалую роль играет и отсутствие в разрабатываемой ЦБ РФ денежно-кредитной политике цели подъема экономики, стимулирование ее кредитования.
Часто говорят о недокапитализации банков. Это действительно так, но не мешает поддерживать в целом по банковской системе уровень достаточности капитала свыше 20%. Как известно, минимально должно быть 10%. Таким образом, банки и при нынешних капиталах могут удвоить кредитные вложения, но не имеют для этого ресурсов.
Расширение кредитования экономики за счет рефинансирования операций коммерческих банков, снижения отчислений в ФОР позволит им получить дополнительную прибыль и ускорить процесс собственной капитализации.
По мнению Шенцис Б.Л., рефинансирование является первоочередным инструментом среди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, который не работает. Установление ставок по кредитам и ставки рефинансирования на уровне, недопустимом для инвесторов (коммерческих банков) в соответствии с их ожиданиями и готовностью принятия рисков, не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как источник увеличения денежной массы. Указание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограниченность роли кредита в финансировании экономики как на главную причину неиспользования инструмента рефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финансирования коммерческих банков Центральным Банком. Вовлечение процентной ставки в механизмы денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому уровню развития экономики, приведет к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в процессах кредитования предприятий.