Процесс кредитования юридических лиц в Филиале ОАО АКБ «МКБ» представляет собой строгую последовательность определенных действий банка по отношению к заемщику. Основные этапы процесса кредитования юридических лиц представлены на рисунке 4.
Рассмотрим более подробно процесс кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «МКБ» на примере ООО «Строй-Альянс».
ООО «Строй-Альянс» требуется кредит в размере 500000 руб. на приобретение основных средств, т.е. организация предполагает кредитоваться по Программе кредитования малого и среднего бизнеса под 17% годовых.На первом этапе юридическое лицо подает заявление (в произвольной форме) о выделении кредита. Банк в ответ на это заявление предоставляет юридическому лицу следующий перечень документов, необходимых для оформления кредита:
- заявление – анкета на предоставление кредита;
- анкеты поручителей;
- копии паспортов руководителей компании, учредителей;
- Финансовые документы:
1.Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на временный доход) за два последних отчетных периода.
2.Свернутая оборотно-сальдовая ведомость (по всем счетам) за 6 последних месяца (помесячно).
3.Управленческие данные балансовых статей (по формам приложений 1-3), включая:
- перечень основных средств (оборудования/автотранспортных средств/личного имущества участвующего в бизнесе, вне зависимости от постановки на баланс)- наименование, модель, год выпуска, стоимость приобретения, рыночная стоимость.
- укрупненный перечень ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, п/ф в ценах приобретения).
- расшифровки дебиторов и кредиторов, с указанием наименования контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения, (в том числе с отражением задолженности по з/п, по аренде и коммунальным услугам, прочей задолженности).
- справку в произвольной форме об остатках денежных средств на р/счетах и в кассе( в т.ч. фин.вложения в векселя, ценные бумаги) на дату составления.
- справку о погашенных (за последние 2 года) и действующих кредитах и займах предпринимателя/организации, владельцев/ поручителей с указанием кредиторов, сумм кредитов, остатков задолженности на текущую дату, дат / графиков погашения, оформленного обеспечения по этим долгам с приложением копий кредитных и обеспечительных договоров (по форме приложения 4).
4. Выручка по отгрузке (по направлениям деятельности) и данные о накладных (постоянных) расходах предприятия за последние 6 месяцев (за 12 месяцев – в случае сезонности бизнеса) по начислению, помесячно: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги (по начислению), транспортные расходы, связь, реклама, представительские (командировочные и т. п.) (по форме приложения 5).
5.Отчет о движении денежных средств за последние 6 месяцев, помесячно (по форме приложения 6).
6.Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3-4 договора).
7.Копии иных договоров, существенно затрагивающих финансовое состояние заемщика (долевое участие в строительстве, подряда, простого товарищества и т.д.)
8.Договоры аренды или правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем / организацией или принадлежащие ему/организации (в случае, если отношения оформлены договором)- недвижимость, транспорт, оборудование.
9.Копии лицензий на право занятия определенными видами деятельности, патентов и разрешений.
10.Справки из ИМНС:
- об имеющихся расчетных/текущих счетах, об отсутствии/наличии задолженности перед бюджетом; выписка из ЕГРЮЛ (не более чем месячной давности).