Рано или поздно любая компания сталкивается с проблемой нехватки собственных средств для дальнейшего развития, особеено ярко это проявляется сейчас в период разразившегося кризиса ликвидности. В таких случаях на помощь приходят внешние источники финансирования.
Для российских компаний в силу неразвитости финансового рынка количество возможных форм внешнего заимствования денежных средств ограничено. Наиболее популярными формами являются: получение банковских кредитов, выпуск облигаций и акций.
Каждая из них имеет свои особенности, которые нужно учитывать, выбирая тот или иной способ привлечения денежных средств.
Чаще всего российские компании прибегают к использованию банковского кредита. Причина - банковский кредит наиболее быстрый способ привлечения заемных ресурсов. Однако высокие процентные ставки по кредиту, малый срок предоставления кредита ограничивают использование этого способа российскими компаниями. Банковские кредиты являются в основном источником небольших заимствований. Обычно на текущие расходы, обновление производственных мощностей, финансирование оборотного капитала. Банковские ссуды не могут использоваться для финансирования долгосрочных потребностей российских предприятий. Крупные заимствования при этом методе нецелесообразны в связи с дороговизной этого инструмента.
А вот для крупных заимствований финансовых ресурсов компании обычно используют выпуск облигаций.
Облигация – долговая ценная бумага, посредством которой предприятие занимает определенную сумму денег, а взамен обязуется выплатить фиксированный процент, а также возвратить основную сумму долга при наступлении установленного срока. При этом эмитент обязан выплачивать доход по облигациям независимо от величины прибыли и финансового результата деятельности. Облигации могут обращаться на бирже или на внебиржевом рынке.[1]
Существует большое разнообразие облигаций в зависимости от условий их выпуска, размещения, обращения, выплаты дохода и погашения. Облигации могут быть средне- и долгосрочными, конвертируемыми или неконвертируемыми, с фиксированным или переменным купоном. По дисконтным облигациям процент не устанавливается вообще, а доход образуется за счет разницы между ценой погашения и ценой приобретения.
Обычно к выпуску облигаций прибегают только крупные и известные на рынке компании. Сам выпуск облигаций обычно осуществляется при участии финансовых консультантов или инвестиционных банков.
Важно отметить, что кредиты и облигации являются долговыми инструментами привлечения инвестиций.
Перечислим преимущества долговых инструментов как способа привлечения инвестиций:
1. собственники сохраняют полный контроль над компанией;
2. выплаты процентов по заемным средствам относятся на себестоимость;
3. сроки и условия обязательств установлены и известны;
4. кредитор не участвует в распределении прибыли компании.
Кроме использования долговых инструментов, компании имеют возможность привлекать денежные средства путем выпуска акций. Выпуск акций относят к долевому финансированию.
Привлечение инвестиций с помощью эмиссии акций – это сложный процес под названием первичное публичное размещение. Превичное - потому что акции размещаются на первичном рынке. Публичное – значит, что ценные бумаги размещаются на фондовой бирже, где их может купить широкий круг инвесторов