Числитель данного выражения будет означать для страховщика суммарную величину возмещения, выплаченного по произошедшим страховым случаям (f), а знаменатель – совокупную страховую сумму застрахованных объектов (b).
Данное отношение называется показателем убыточности страховой суммы (q) и выражает долю совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля за определенный период в связи с наступлением страховых случаев:
Эта доля с каждых 100 грн. страховой суммы составляет основу для построения нетто-ставки с поправкой на величину рисковой надбавки, которая характеризует степень устойчивости динамического ряда показателей убыточности.
Убыточность страховой суммы является величиной синтетической. Ее величина зависит от действия различных факторов. Их можно свести к следующим показателям:
а – число застрахованных объектов;
b – совокупная страховая сумма застрахованных объектов;
с – число страховых случаев;
d – число пострадавших объектов;
f – совокупная величина страхового возмещения.
С помощью указанных обозначений можно вывести три основных показателя, оказывающих влияние на величину убыточности, которые называют элементами убыточности:
с /а – частота страховых случаев;
d /c – опустошительность одного страхового случая;
(f a)/(d b) – тяжесть риска (отношение среднего страхового возмещения по одному пострадавшему объекту к средней страховой сумме одного застрахованного объекта);
Произведение трех элементов убыточности дает показатель убыточности страховой суммы:
Анализируя ежегодные данные об элементах убыточности, страховщик имеет возможность выявлять положительные и негативные факторы, оказывающие влияние на величину показателя убыточности.
Агент страховой – физическое или юридическое лицо, действующиее от имени и по поручению страховщика и выполняющее часть его страховой деятельности (составление и заключение договоров страхования, получение страховых платежей, выполнение работ связанных с выплатами страховых сумм и страхового возмещения). Действует в интересах страховщика за комиссионное вознаграждение на основании агентского соглашения;
Аквизиция – заключение новых договоров страхования. Считается, что аквизиционная деятельность нормальна, когда количество новых договоров страхования превышает число договоров, срок действия которых закончился;
Маркетинг страховой - философия страховщика, определяющая стратегию и тактику его деятельности в условиях конкуренции. Выступает одновременно как совокупность методов управления страховой деятельностью компании и исследования рынка страховых услуг, как комплексный подход к вопросам организации и управления страховой деятельностью и как набор функций страховой компании, которые направлены на оказание страховых услуг;
Система продажи страховых услуг – деятельность страховщика, включающая ряд элементов, к которым, прежде всего, относят маркетинговые исследования, выбор ассортимента страховых услуг и планирование сбытовой деятельности, сбыт и реализацию, рекламу и стимулирование сбыта.
Сюрвейер - эксперт, осматривающий транспортные средства, грузы, дающий заключение об их состоянии и эксплуатационных характеристиках. Оформляет аварийный сертификат о нанесенном ущербе как основной документ для установления точной величины ущерба.