В действующем законодательстве Российской Федерации закреплена двухуровневая банковская система, в которой первый уровень представлен Банком России, являющимся в России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, а второй состоит из кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Их понятие дано нами в первой главе дипломной работы.
Полномочия Банка России в области государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций установлены Законом о Банке России, Законом о банках и банковской деятельности, а также рядом нормативных актов Банка России, которые были проанализированы в нашей дипломной работе. В соответствии со ст. 4 Закона о Банке России к его функциям, в частности, относится установление правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.
Осуществление кредитными организациями расчетно-кассовых операций является одним из важнейших направлений банковской деятельности, весьма подверженным в настоящее время законодательным корректировкам. Свидетельством тому являются рассмотренные нами сравнительно недавно вступившие в силу Положение ЦБ РФ от 24.04.2008. № 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации", Указание ЦБ РФ от 14.08.2008 N 2054-У "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации", Указание ЦБ РФ от 27.08.2008 N 2060-У "О кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц". В соответствии с этими документами Банка России кредитная организация и ее внутренние структурные подразделения могут осуществлять следующие кассовые операции - прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.
Следует отметить значительный прогресс в развитии нормативно-правовой базы в сфере осуществления кредитными организациями кассовых операций по сравнению с ранее действовавшим Положением ЦБ РФ от 09.10.2002 N 199-П.
Прежде всего, это касается терминологии, которая применяется в Положении N 318-П. Так, например, более не применяется понятие "кассовое обслуживание", даются понятие "кассовые операции" и приведен их перечень.
В п. 1.1 определено также, что физические лица, занимающиеся в соответствии с законодательством РФ частной практикой, обслуживаются в порядке, установленном для юридических лиц. Данную норму можно оценивать положительно, поскольку до принятия Положения N 318-П вопросы обслуживания таких физических лиц в нормативных актах Банка России не предусматривались.
Изменения произошли в определениях средств автоматизации и механизации кассовых операций.
Впервые за новейшую историю банковской системы РФ в нормативном акте Банка России дается определение термина "инкассация".
Новая нормативная база, хочется надеяться, будет лучше действующей. В первую очередь за счет снятия ряда действующих в настоящее время ограничений - отмены обязательной сдачи денег юридическим лицом на свой банковский счет, установления единого порядка работы с наличностью во всех видах кассовых подразделений в операционное и послеоперационное время, отмены запрета на загрузку банкомата исключительно из кассы банка, установившего банкомат, отмены ревизии ценностей по состоянию на 1 января и др.
Расширены возможности банков по заключению договоров о коллективной материальной ответственности (раньше коллективная ответственность была возможна только в кассе пересчета).
Принципиально новые документы дают кредитным организациям гораздо больше свободы, чем это было до их принятия.
Необходимо помнить, что целью любого нормативного документа по кассовой работе является не создание удобств в работе для того или иного банка, а установление такого порядка работы, который обеспечил бы сохранность ценностей, безопасность кассовых работников и прозрачность проходящих через кассу денежных потоков в целях недопущения злоупотреблений как со стороны клиентов, так и со стороны работников банка.