Любая либерализация должна сопровождаться развитием системы регулирования, надзора и контроля над деятельностью банков в сфере управления их рисками. Либерализация экономики, обязательно сопровождающая переход к рынку, кроме важных положительных моментов экономической активизации населения, приводит к тому, что на рынке с низкими входными барьерами появляется большое количество предпринимателей, либо не умеющих как следует управлять рисками, либо злоупотребляющих неумением других. И то и другое приводит к усилению тенденции относительного роста доли более рискованных инвестиций. Либерализация самого банковского бизнеса работает в том же направлении. Риски неотъемлемо свойственны финансовому посредничеству. Однако по сравнению с другими участниками экономической деятельности именно банки располагают и опытом, и знаниями, и стратегической мотивацией не только управлять собственными рисками, но и навязывать рисковую культуру всем остальным, что, однако, возможно лишь при условии положительно мотивированного и квалифицированного (пруденциального) банковского надзора.
Неадекватные контроль и надзорные требования и процедуры способны нанести ущерб способности банков к здоровому развитию.
Все упомянутые компоненты защиты рисковой дисциплины и финансовой стабильности непосредственно или в конечном счете связаны с системой регулирования банковского бизнеса и надзора за банковской сферой Ее основная идея – мудрое и конструктивное отношение к рискам не только в сфере кредитования, а вообще во всех аспектах финансовой
Итак, адекватное минимально-достаточное регулирование банковской деятельности и соответствующий внимательный и сбалансированный надзор за банками выступают в числе основных условий обеспечения финансовой стабильности опирается не только на личный опыт специально отбираемых и постоянно дообучаемых сотрудников, но и на методики оценки реальной стоимости активов и, что особенно важно, - объективной рискованности этих активов.
В функции банковского надзора не входит всеобъемлющий контроль над банковскими операциями, а тем более вмешательство в текущую деятельность банков. Пруденциальная практика банковского надзора это способ осуществления мониторинга и оценки рисков. Установление положения банковского надзора как средства, помогающего банкам вести проактивный риск-менеджмент важно и для банков, и для регулирующих органов.
В практике работы регулирующих органов используется несколько подходов к оценке стабильности финансовых организаций:
- анализ показателей финансовой устойчивости,
- разработка индикаторов раннего предупреждения,
- применение методик стресс-тестирования,
- прогнозирование ситуации в финансовой сфере на основе моделей.
Если и существует единственное средство борьбы с этими проблемами, то это – регулирование капитала банков. Основной формой регулятивного воздействия на банки в настоящее время является норматирование достаточности капитала. Внедрение такого подхода в практику работы национальных регулирующих органов было инициировано Базельским Комитетом по банковскому надзору. Несмотря на то, что концепция достаточности капитала не вызывает никаких нареканий с теоретической точки зрения, использование ее в практике банковского надзора сопряжено с рядом трудностей. Все они, так или иначе, связаны с вопросами оценки величины рисков, принимаемых на себя банками. Предлагаемые стандартизированные методики априори не могут обеспечить формирование резервов в объеме, адекватном вероятным потерям по конкретным операциям. В результате банк либо мотивируется к совершению более рискованных сделок, либо сталкивается с низкой эффективностью своей деятельности.