Однако страховщикам необходимо учитывать не только экономические изменения, происходящие в стране, но и экономическое положение страховой отрасли в целом, так как негативные процессы, происходящие в отрасли, оказывают значительное влияние на финансовую устойчивость каждого отдельного страховщика. Особое значение, влияющее на финансовую устойчивость страховой организации, оказывает снижение платежеспособного спроса, характерное для кризисной экономики. Платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения страховых платежей, являющихся одним из основных источников доходов страховых организаций. В свою очередь платежеспособный спрос зависит от состояния экономики, уровня доходов страхователей физических и юридических лиц и цены на услуги страховщиков. Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса экономики, приводит не только к росту неплатежей, но и к обострению конкурентной борьбы. Острота конкурентной борьбы также представляет собой немаловажный фактор, влияющий на финансовую устойчивость страховщиков.
Конкурентная борьба на российском страховом рынке выражается в слиянии ряда мелких и средних компаний в мощную страховую группу для объединения клиентских баз региональных и агентских сетей, а также для противовеса крупным страховым магнатам (Ингосстраху, Росгосстраху).
Отмеченные выше внутренние факторы, влияющие на финансовую устойчивость, требуют также более детального рассмотрения. В экономической литературе ряд авторов (Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г.) выделяют четыре группы факторов: стратегия фирмы; принципы деятельности страховой фирмы; финансовые ресурсы и их использование; качество и уровень использования маркетинга, каждая, из которых включает в себя десятки конкретных, действующих в каждой страховой организации избирательно, факторов. Степень их интегрального влияния на финансовую устойчивость зависит не только от соотношения самих факторов, но и от той стадии жизненного цикла, на которой в анализируемое время находится предприятие, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что значительная часть неудач предприятий связана именно с неопытностью или некомпетентностью менеджеров, с их неумением учитывать состояние и изменения внутренней и внешней среды.
Деятельность страхового предприятия (организации) представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, зависящих от многочисленных и разнообразных факторов, а специфика заставляет учитывать взаимодействие всех и влияние каждого фактора. Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено влияют на результаты деятельности: одни положительно, другие отрицательно. Отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.
Страховые организации являются одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что они обладают разными возможностями влиять на динамику разных факторов наиболее важным представляется, рассмотренное выше, деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменение почти или совсем не подвластно воле предприятия. Этим делением и следует руководствоваться, моделируя финансово-хозяйственную деятельность и пытаясь управлять финансовой устойчивостью, осуществляя комплексный поиск резервов в целях повышения эффективности и надежности.