Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга и устанавливает общие юридические рамки операций, контроль за равновесием интересов различных участников при факторинговых операциях, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring), подписанная в Оттаве 28 мая 1988 г. Конвенция подготовлена Международным институтом по унификации частного права. Она удобна тем, что единообразно решает все вопросы факторинга для всех участников. Россия пока еще официально не присоединилась к этой Конвенции.
31 января 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется Правилами международной факторинговой деятельности (GRIF — General Rules for International Factoring), принятыми членами FCI и IFG.
В нашей стране попытка внедрения факторингового обслуживания была предпринята в 1988 г. Эксперимент проводился в специально созданных факторинговых отделах Промстройбанка СССР. Но слабая методологическая подготовка работников, отсутствие обобщающей мировой опыт в данной области соответствующей справочной и научной литературы и практического опыта факторингового обслуживания, а также необходимость выполнения плана реализации, плана прибыли от реализации обусловили подмену факторинга банковской гарантией и привели к неправильному пониманию его сущности.
Характерно, что в любом случае речь идет о переуступке просроченной задолженности, а не о платежных требованиях в момент их возникновения, т.е. нормальной задолженности. Этот принципиальный недостаток был заложен в инструкции Госбанка СССР от 12 декабря 1989 г. № 252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». Инструкция предусматривает, что переуступка требования производится только после получения поставщиком от банка плательщика извещения об отсутствии у плательщика средств и помещения требований в картотеку № 2 (расчетные документы, не оплаченные в срок).
Однако факторинговое обслуживание в том виде, в котором оно практикуется в других странах, предусматривает безусловный возврат любых сумм, полученных по платежным требованиям, если плательщик отказывается акцептовать данные требования по причине нарушений поставщиком условий договора купли-продажи. Таким образом, первый опыт факторинга оказался не совсем удачным.
С 1 июля 1992 г. Промстройбанк СССР прекратил практику факторинговых операций.
В середине 1990-х гг. поднялась новая волна интереса коммерческих банков к факторинговым операциям. Уже в 1994 г., приобретя опыт и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI[8], стал Тверьуниверсалбанк, позже был принят Мосбизнесбанк. На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и Международный московский банк, и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был Международный московский банк. Объем факторинговых сделок составлял 70 млн. долларов в год. С июля 1996 г. был подписан договор между банком «Российский кредит» и 48 торговыми предприятиями Москвы о передаче дебиторской задолженности. Фактически «Российский кредит» предложил клиентам комплексное обслуживание по финансовому обеспечению сбыта продукции и расчетам с потребителями. По ряду объективных и субъективных причин ни одна из этих попыток не закончилась успехом. Кризис 1998 г. поставил крест на первых попытках факторинговых операций в России.