Структура капитала банков включает в себя собственный капитал и долг. Банки - это фин. институты, имеющие большую долю заемных средств, что может сказаться на их жизнеспособности. Более того, банки имеют значительные потенциальные обязательства, не представленные в фин. отчетах. Такие обязательства называются забалансовыми обязательствами, к которым относятся обязательства по аккредитивам и обязательства по соглашениям, таким, как соглашения о “свопах”, соглашения “потолок” и соглашения “пол”. Эти факторы вызывают озабоченность регулирующих органов относительно того, достаточен ли собственный капитал банка для того, чтобы принять меры против потенциально возможной неплатежеспособности. Для решения вопроса достаточности собственных средств банка для его нормального функционирования органы правительства, ведающие банковской системой, установили двойственный норматив по расчету показателя. Первый норматив включает два показателя. Первый показатель - это отношение первичного капитала банка к суммарным активам, где первичный капитал определяется как обыкновенные акции, нераспределенный доход и нераспределенная прибыль и резервы на покрытие убытков по ссудам. Для национальных банков это соотношение должно составлять по меньшей мере 5,5 процентов. В основе второго показателя лежит отношение суммарного капитала к суммарным активам, где суммарный капитал определяется как сумма первичного капитала и субординированного долга. В настоящее время это соотношение составляет минимум 6 процентов.
Второй из вышеупомянутых нормативов по Д.с.к. касается достаточности капитала в соответствии с регулятивными нормами по рисковому капиталу, установленными регулирующими органами США. Капитал делится на капитал первого уровня, или базовый капитал, и капитал второго уровня, или вспомогательный капитал. Согласно этим нормам, к концу 1992 г. все банки и банковские холдинг-компании США должны иметь коэффициент суммарного капитала в размере минимум 8 процентов активов, взвешенных по степени риска, причем не менее половины капитала должны составлять элементы базового капитала (капитала первого уровня). Минимальный суммарный капитал (базовый плюс вспомогательный капиталы) составляет 8 процентов активов, взвешенных по степени риска. Нормативы учитывают рисковый профиль банка. Требования к рисковому капиталу оценивают степень балансовых активов и забалансовых обязательств фин. учреждения относительно структуры его капитала.
Нормативные требования, выпущенные Контролером денежного обращения для национальных банков, а также нормативные требования, выпущенные Советом управляющих ФРС для банков штатов и холов штатов и холдинговых компаний, содержатся в Федеральном регистре от 27 января 1989 г. рр 4168-4221.
Нормативные требования:
- определяют состав базового капитала (капитала первого уровня) и вспомогательного капитала (капитала второго уровня);
- классифицируют балансовые активы по степени риска;
- классифицируют забалансовые статьи по степени риска;
- устанавливают коэффициенты для определения Д.с.к.
Обзор правил регулирования капитала с учетом степени рискованности активов. До 1981 г. единой политики в отношении Д.с.к. не существовало. В декабре 1981 г. каждый из регулирующих банковских органов правительства, ведающих банковской системой, установил минимальный уровень коэффициента первичного капитала. Полученные коэффициенты не были результатом совместной работы, хотя и были близки друг другу. В 1983 г. ФРС и Управление Контролера денежного обращения применили зональный подход, установив минимальные уровни коэффициентов для международных, региональных и местных банков. Коэффициенты по каждой из категорий рассчитывались по-разному.
После того, как Конгресс выразил озабоченность по поводу неудовлетворительного положения с достаточностью капитала, регулирующие органы объединили усилия, чтобы серьезно заняться этой проблемой. Когда Управлению Контролера денежного обращения не удалось законодательно провести решение о дополнительном капитале, Конгресс добавил в Закон о надзоре за международными кредитами 1983 г. специальные положения, наделявшие регулирующие органы полномочием устанавливать общеприменимые нормативные требования по достаточности капитала. В центре внимания Закона о надзоре за международными кредитами находятся мировые кризисы задолженности, которые, по мнению Конгресса, возникают в результате неспособности регулирующих органов осуществлять эффективный контроль и не допускать применения банками США неправильных методов ведения финансовой деятельности и кредитования. В результате этого, а также неудачи с попыткой юридически узаконить нормативы по капиталу Конгресс решил, что будет правильным дать регулирующим органам недостающую им власть. В результате сотрудники трех главных регулирующих ведомств приступили к разработке единых нормативов. В 1986 г. три вышеупомянутых органа опубликовали разработанный ими совместно подход к решению проблемы рискового капитала. Банкиры были озабочены тем, что его реализация поставит их в конкурентно невыгодное положение, если такое положение не будет применяться также и в отношении их банков. Тогда регулирующие органы объединили свои усилия с Банком Англии. В состав комитета входили представители органов надзора из двенадцати стран: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Люксембурга. Базельский комитет по банковскому надзору и регулированию опубликовал проект регулятивного документа в 1987 г.