Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.
Так в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах.
Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.
Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.
В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменен другим.
Подобные данные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.
Тем не менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.
В ряде стран Европы правительства вынуждены были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга.
Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот
порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.