Несколько слов о том, как обстоят дела на фондовом рынке сегодняшней России.
Отечественный рынок ценных бумаг был создан в 90-е годы как новая отрасль ее технологическая база соответствует по уровню наиболее развитым финансовым рынка мира. Заложены основы законодательной и нормативно-правовой базы, создан развитый инструментарий, появились различные категории участников рынка, объединения профессиональных участников.
Вместе с тем развитие рынка ценных бумаг в России столкнулось, особенно в последние два года, с серьёзными трудностями.
По мнению Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), "привлечение инвестиций предприятия оставалось наиболее слабым звеном сложившийся модели рынка в течение всех 90-х годов". Это мнение саморегулируемой организации, объединяющей около тысячи профессиональных участников рынка ценных бумаг выражено в проекте Концепции развития рынка, направленном в марте 2000г. в правительство Российской Федерации и Госдуму Российской Федерации.
Одной из центральных проблем, стоящих перед Россией в ходе реформ, является обеспечение экономического роста на основе структурной перестройки экономики. Мировой опыт показывает, что эта цель достигается, прежде всего, путем привлечения значительных инвестиционных ресурсов в реальный сектор, а также организации механизма их эффективного использования.
Однако до сих пор эти задачи оказались реализованными явно не в должной мере. На лицо недостаточность объема инвестиций в реальный сектор, неотлаженность механизма перелива средств их финансового сектора в реальный, а нередко - низкая эффективность капиталовложений.
Имеется три главных обстоятельства, требующих коренного пересмотра государственной политики на рынке ценных бумаг.
Во-первых, проведение приватизации под лозунгом будущего повышения стоимости акций приватизированных предприятии предполагало осуществление уже с 1996-1997 гг. государственных мероприятии по массовому выводу новых акционерных обществ на фондовый рынок. Вместо этого преемственность государственной политики не была обеспечена, задача создания массового фондового рынка для приватизированных акционерных обществ даже не была поставлена. В итоге десятки миллионов акционеров и многие тысячи акционерных обществ ощущают себя Обманутыми государством, которое даже не попыталось завершить цели и задачи приватизации, а отсутствие возможности выхода на фондовый рынок резко ограничило привлечение инвестиций, особенно в реальный сектор экономики.
Во-вторых, фактическое создание узкого внутреннего рынка для десятка акций при сотнях "статистов" привело к тому, что фондовый рынок не имел значения для развития тысяч приватизированных акционерных обществ. Рынок развивался как узко спекулятивный нацеленный на интересы незначительного количества западных инвестиционных компаний с расчетами через оффшорные счета. Эта политика потерпела очевидный крах, и ее приоритеты должны быть изменены, в том числе в интересах противодействия утечке капитала за рубеж. Рынок с расчетами в рубля и в Росси должен стать основой развития обращения корпоративных ценных бумаг.
В-третьих, мировая практика показывает, что даже высокоразвитые страны (Япония), где сильный фондовый рынок не балансирует валютный рынок и банковскую систему, периодически попадает в ситуацию финансового кризиса. В России же отсутствие возможностей оттока средств с валютного рынка на фондовый стало одной из причин кризиса августа 1998г. Именно по этому нужны неотложные меры по восстановлению фондового рынка, а не только долгосрочные, отложенные на годы мероприятия.
В результате финансового кризиса 1998г. отчетливо выявились недостатки отечественного рынка ценных бумаг.
— Слабая вовлеченность в рыночные операции ценных бумаг отечественных индивидуальных инвесторов;
— недостаточная заинтересованность эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, непонимание возможностей рынка по привлечению капиталов, неумение самостоятельно подготовиться к выходу на рынок;
— преобладающая ориентация участников рынка на спекулятивный доход, отсутствие интереса к долгосрочным инвестициям;