— неотработанность системы взаимодействия органов государственного регулирования фондового рынка. Отсутствие антикризисного регулирования: неспособность государства результативно воздействовать на текущие процессы; постоянный конфликт государственных органов, регулирующих рынка ценных бумаг;
— наличие пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе фондового рынка; слабый контроль за выполнением уже имеющихся законодательных и нормативных актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.
Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг обеспечивающих поток инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс нормативно-законодательного организационного, экономического, политического, социально-психологического характера, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования российского фондового рынка.
Кроме того, глобализация и интернационализация ставит перед регуляторами массу новых вопросов.
— Как регулировать иностранных членов фондовой биржи?
— Как правило, национальные биржи отвечают законодательствам тех стран, в которых установлены удаленные терминалы данной биржи?
— Как должен относиться национальный регулирующий орган к иностранной бирже, которая хочет установить свои удаленные торговые терминалы в данной стране?
— Насколько надежны процедуры расчетов и гарантии исполнения сделок, заключенных в наднациональном торговом пространстве?
— Насколько безопасны торговые сети и интернет?
В этих условиях важной целью регулирующих органов является нахождение баланса между обеспечением динамичного развития национальной инфраструктуры финансового рынка (включая определенный протекционизм и помощь национальной инфраструктуре) и выполнением задач по обеспечению защиты интересов инвесторов и эмитентов.
При любом ответе на вызов глобализации страна, не желающая оказаться на задворках мировой экономики, должна выполнять ряд требований при проведении экономической политики.
Среди них: установление и поддержание макроэкономической стабильности; поэтапное введение юридических норм, соответствующих международным стандартам; обеспечение сбалансированности платежного баланса.
Для стран, в которых рыночные институты только формируются, особую значимость приобретают вопросы государственной, финансовой и налоговой дисциплины, а также контроль за движением капитала, нацеленный на минимизацию его вывоза в оффшорные зоны и мировые финансовые центры.
От решения проблем регулирования операций на финансовом рынке, в том числе внедрения единых международных стандартов, не уйти и государствам СНГ. Чем раньше займутся регулирующие органы этими проблемами, тем лучше. От этого зависит будущее развитие валютных и финансовых рынков государств СНГ.
Предполагается, что опыт наших коллег из промышленно развитых стран, прежде всего из США, может оказаться нам в этом вопросе неоценимую услугу. Тем более, что наше сотрудничество имеет уже и некоторые практические результаты. Например, контакты ММВБ с Нью-Йоркской фондовой биржей начали развиваться в середине 90-х годов, а три года назад мы в Нью-Йорке подписали меморандум о сотрудничестве. В рамках этого меморандума мы начали развитие образовательной программы - подготовили совместное учебное пособие для школьников, издали его в России массовым тиражом, распространили в школах ряда регионов страны. И это уже дает результаты: программой заинтересовались такие серьезные структуры, как, например, московская мэрия. Началась совместная работа, в том числе в рамках Института переподготовки управляющих кадров мэрии.
Состоявшееся 21 января 2000г. совещание представителей центральных банков и валютно-фондовых бирж стран СНГ наметило конкретные меры по развитию взаимодействия валютно-фондовых бирж.
Межгосударственному банку поручено обобщить опыт центральных (национальных) банков стран СНГ по созданию национальных расчетных систем на основе опыта стран СНГ, а также европейских государств "зоны евро" и разработать предложения по созданию системы межгосударственных платежей, базирующейся на национальных платежных системах стран СНГ.