— биржи приобрели универсальный характер, они объединяют практически все основные сегменты финансового рынка;
— произошло техническое перевооружение бирж. Биржи стран СНГ перешли на электронные технологии, что значительно расширило их операционные возможности.
Основным итогом первого этапа явилось то, что биржи как институт финансового рынка заметно укрепили свои позиции на ключевых сегментах финансового рынка. Их доля в обслуживании финансового оборота в настоящее время составляет в среднем порядка 50-60 %.
В настоящее время биржи вступают в новый этап развития. Среди важнейших требований нового времени следует выделить два момента:
во-первых, способность бирж отвечать требования конкуренции мирового финансового рынка;
во-вторых, способность бирж отвечать требованиям развития внутренней экономики, обеспечивать эффективное перераспределение финансовых ресурсов в интересах реального сектора.
Также экономические и управленческие факторы, обуславливающие коммерциализацию торговых систем, включая фонд биржи, действует и в России.
При этом они имеют еще более сильное влияние, так как российским биржам приходится действовать (на международном рынке биржевых услуг) в "догоняющем режиме”, пытаясь сохранить свою рыночную нишу на внутреннем рынке и создать базу для экспансии на восточноевропейские и центральноазиатские рынки.
По сути дела стоит вопрос о выживании российских торговых систем, так как во все большем масштабе обороты по российским акциям (депозитарным распискам) перемещаются в Берлин, Франкфурт, Лондон, а в будущем — в Вену (проект биржи NEWEX— "Новая Европа"). При этом тот конфликт интересов, который беспокоит Комиссию по ценным бумагам и фондовым биржам США, — конфликт между коммерческими интересами организатора торговли и его ролью как регулятора (биржи в США являются СРО) — в российской практике максимально снят, так как регулятивная роль относится больше не к самим биржам, а к СРО, которые стоят рядом с рынками (пары РТС— НАУФОР и ММВБ—НФА, если последняя станет СРО.
Приведенные выше аргументы свидетельствуют в пользу того, что одной из возможных задач политики развития фондового рынка в России является изменение концепции организатора торговли ценными бумагами в России, отказ от его понимания исключительно как некоммерческой организации, признание возможности коммерческой, прибыльной, корпоративной природы торговых систем, внесение при этом необходимых изменений в законодательство.
В этом случае потребуются отказ в законодательстве от исключительного статуса фондовой биржи как некоммерческого партнерства, предоставление возможностей фондовым биржам акционироваться и даже допускать акции к обращению, хотя бы среди узкого круга профессиональных участников.
Вместе с тем наступило время начать обсуждение коммерческого статуса и условий входа на рынок альтернативных торговых систем и электронных сетей, обеспечивающих ведение автоматического аукциона с российскими ценными бумагами. Во всяком случае для того, чтобы эти услуги предоставлялись организаторами торговли, находящимися в российской юрисдикции, а не их зарубежными конкурентами. работающими с отечественными инвесторами.
Таким образом, в условиях коммерциализации деятельности фондовых бирж на мировом рынке новая стратегия бирж в Росси требует
— модернизации и внедрения современных информационных технологий;
— усиления ориентации инфраструктуры на конечного инвестора, обеспечения прямой связи между эмитентом и инвестором;