В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.г. в ближайшее десятилетие должно быть обеспечено ускоренное развитие отечественной экономики с целью приближения благосостояния белорусских граждан к уровню развитых европейских государств. Важнейшая роль в этой связи принадлежит банковской системе Республики Беларусь. По этой причине проблемы ее развития сегодня как никогда актуальны и рассматриваются в настоящее время на самом высоком государственном уровне.
Стратегическими направлениями развития белорусских банков в среднесрочной перспективе являются расширение ресурсной базы, оптимизация активов и пассивов, повышение капитализации. Одним из факторов, препятствующих решению этих задач, является преобладание проблемной задолженности в кредитных портфелях белорусских банков. В значительной мере это обусловлено тем, что существующая система показателей кредитоспособности кредитополучателя, отражает финансовое состояние предприятия не за определенный период времени, а на конкретную дату составления баланса. Тем не менее, данная система показателей является основанием для выдачи кредита банком кредитополучателю[4].
Для того, чтобы вернуть выданные кредитополучателю средства в полном объеме, в срок и с начисленными процентами банк вынужден оценивать кредитоспособность кредитополучателя и окупаемость кредитуемого проекта. Таким образом, кредитуются наиболее эффективные инвестиционные проекты и финансово устойчивые предприятия. Вмешательство государства в процесс принятия банками решений о выдаче кредитов нарушает принципы кредитования. Кредитные ресурсы зачастую направляются не на создание добавленной стоимости в экономике, а на погашение долгов и финансирование неэффективно работающих, убыточных предприятий. Таким образом, одной из причин роста проблемной задолженности является постоянное вмешательство государства в коммерческую деятельность белорусских банков.
Важно отметить, что при оказании значительной кредитной поддержки народному хозяйству потребности его в кредитах в полном объёме не удовлетворяются. Это обусловлено невыполнением ряда кредитополучателей своих обязательств перед банками по своевременному и полному возврату кредитов и процентов по ним.
В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами — один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка [5].
Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность кредитополучателя путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и произвести реализацию залога при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит.
В 2003 году особую обеспокоенность вызывало нарастание ''плохих'' кредитов по предприятиям АПК, с1.01.02г. по 1.04.03г. сумма по таким кредитам достигает 217,1 млрд руб. Особенно сложное положение с возвратом кредитов у предприятий хлебопродуктов, где кредиты составляли 43,6%, что значительно выше, чем в целом по народному хозяйству. В общей сумме проблемной задолженности по кредитам предприятий хлебопродуктов основную долю составляли валютные кредиты – 91,5% (от общей суммы валютных кредитов). Основными причинами такого положения послужила проводимая ограничительная ценовая политика, низкая рентабельность зерноперерабатывающих предприятий (1%), снижение объёмов продукции, нерациональное использование оборотных средств (большая дебиторская задолженность), большие запасы готовой продукции [6].
Одной из нерешённых остаётся проблема невыполнения Министерством финансов обязательств перед банками по выданным им правительственным гарантиям в качестве обеспечения своевременного возврата кредита. В методических документах НБ РБ указано, что кредиты, предоставленные под гарантию правительством, являются надёжными, а потому банкам также предложено оценивать их с нулевым риском вероятности невозврата. Однако в Республике Беларусь такой риск существует, и он достаточно высок из-за неисполнения Министерством финансов обязательств по гарантиям перед банками при непогашении кредитополучателем в установленные сроки банковских кредитов и процентов по ним. Для решения проблемы просроченных кредитов требуется принятие ряда мер по оздоровлению финансового положения юридических лиц, повышение с их стороны кредитной дисциплины, совершенствования правовых и нормативных документов и упрощения процедуры использования банками залоговых прав и др. форм обеспечения. Рассмотрим тенденцию изменения проблемных кредитов за 2002 -2003 г.г.