В связи с этим возникает вопрос о том, какие именно операции обязан осуществлять банк по счету клиента и возлагается ли законодательством на банк обязанность осуществлять по счету любые предусмотренные законодательством операции (в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 848) определено, например, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное).
Полагаем, что об обязанности банка осуществлять по поручению клиента расчеты во всех предусмотренных законодательством формах можно вести речь лишь в том случае, когда это прямо определено договором. Такой вывод следует из ст. 238 БК, которая в качестве одного из оснований для отказа банка в проведении расчетной операции содержит следующее: «если существующим договором проведение расчетов в данной форме не предусмотрено».
Кроме того, для осуществления расчетов с использованием электронных документов соответствующие условия должны быть специально оговорены, например, в договоре банковского счета (дополнительном соглашении к нему) либо отдельном договоре. Очевидно, что осуществление операций с ценными бумагами, кредитование, доверительное управление денежными средствами, инкассация денежной наличности также не входят в обязанности банка, вытекающие из договора банковского счета (если иное не определено этим договором).
Из вышеизложенного следует, что в обязанности банка, по общему правилу, входит проведение тех операций, которые определены договором, локальными нормативными актами банка, а также, если из законодательства прямо вытекает соответствующая обязанность банка. Однако следует учитывать, что режимы счетов (какие операции могут проводиться по тому или иному виду (типу) счетов) определены законодательством в императивной форме, в силу чего не могут быть изменены соглашением сторон.
Неоднозначным представляется вопрос о том, входит ли в предмет рассматриваемого договора ведение банком картотеки «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Полагаем, что ведение картотеки в пределах установленного законодательством срока (6 месяцев - для документов, относящихся к первой группе очередности платежей и 1 месяц - для других расчетных документов1) входит в обязанности банка даже в том случае, если это отдельно и не определено договором. В то же время обязанность банка по ведению картотеки по истечении указанного срока может следовать только из договора или законодательства. При этом банк вправе взимать за эту услугу (ведение картотеки) отдельное вознаграждение, хотя в настоящее время это и не практикуется.
Обязанности клиента определены БК значительно более скупо, нежели обязанности банка. Можно выделить следующие обязанности владельца счета:
- представить банку документы, необходимые для открытия счета;
- своевременно и в полном объеме оплачивать оказываемые банком услуги;
- при совершении операций представлять в банк расчетные документы, оформленные в соответствии с законодательством, а в случаях, предусмотренных законодательством, -также иные документы (например, необходимые банку для осуществления функций агента валютного контроля);
- своевременно уведомлять банк об изменениях, внесенных в документы, представленные для открытия счета (прежде всего - в учредительные документы);
- незамедлительно уведомлять банк о замене должностных лиц, наделенных правом распоряжения счетом;
- согласовывать с банком сроки и порядок сдачи наличных денежных средств в кассу банка, а также лимит остатка кассы и получать разрешение на расходование наличных денежных средств из выручки.
Как определено ст. 204 БК, владелец счета оплачивает услуги банка по осуществлению операций с денежными средствами, находящимися на его счете, на условиях, определенных договором текущего (расчетного) банковского счета. Плата за услуги банка взимается банком из денежных средств владельца счета ежемесячно, если иное не предусмотрено договором текущего (расчетного) банковского счета.
Стоимость оказываемых банком услуг определяется, как правило, в систематизированном локальном нормативном акте банка «Тарифы комиссионного вознаграждения» (далее - Тарифы) и (или) приложении к договору банковского счета. В силу того, что Тарифы обычно достаточно громоздки, на практике клиентам предлагается ознакомиться с ними в полном объеме, а к подписанию представляется приложение к договору, которое содержит лишь часть (выписку) из Тарифов.
В силу различных причин в течение срока действия договора банковского счета размер платы за оказываемые услуги может изменяться. Письменное же согласование указанных изменений с каждым клиентом достаточно проблематично, ввиду чего в договоры зачастую включается условие о том, что в случае изменения Тарифов банк уведомляет об этом клиентов через информационный стенд, находящийся в банке, и если в течение определенного договором срока от клиента не поступает заявления о несогласии с измененным размером комиссионного вознаграждения, он считается согласованным сторонами.