Таким образом, согласие владельца счета на изменение условий договора (то, что размер взимаемого банком вознаграждения является условием договора, сомнений не вызывает) выражается посредством молчания, что допускается законодательством (п. 3 ст. 159 ГК), если соответствующее условие было определено соглашением сторон. В то же время полагаем, что в случае уведомления клиентов об изменении Тарифов через информационный стенд банку следует документально закреплять данный факт. Это может быть сделано посредством издания распоряжения соответствующей службе банка о необходимости поместить соответствующее уведомление на стенде.
Однако возможны и другие способы изменения размера взимаемого банком вознаграждения. Так, возможно одностороннее изменение договора. Право банка на одностороннее изменение договора в рассматриваемой ситуации не регламентировано законодательством особо, но и не противоречит ему, поэтому должно быть закреплено в договоре специально (ст. 420 ГК). Если же в рассматриваемом случае клиент не согласен с изменившимися Тарифами, он вправе расторгнуть договор в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, если у соответствующего банковского учреждения клиентов не много, не составит труда письменно уведомить их об изменении Тарифов. Такого уведомления достаточно для одностороннего изменения договора (см. п. 19 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»).
Механизм оплаты услуг банка может быть различным. Во-первых, клиент может оплачивать услуги своим платежным поручением. Во-вторых, исходя из содержания ч. 2 ст. 204 БК («плата за услуги банка взимается банком») и в соответствии с абз. 2 п. 13 Инструкции о банковском переводе, банк вправе списать соответствующие суммы своим мемориальным ордером, или такое право предоставлено ему договором или законодательством.
Традиционной для законодательства последнего времени является норма ч. 3 ст. 204 БК, согласно которой плата за обслуживание банками органов государственного управления, организаций, финансируемых из бюджета, и иных юридических лиц по открытым ими расчетным (текущим) банковским счетам для размещения бюджетных средств не взимается.
Словосочетание «организаций, финансируемых из бюджета» следует толковать ограничительно, т.е. понимать под этими организациями только государственные учреждения, финансируемые из бюджета, поскольку в ином случае под такое определение подпадает любое юридическое лицо, получившее бюджетное финансирование и открывшее помимо текущего счета также счет для учета бюджетных средств.
Таким образом, банки не вправе взимать плату только за обслуживание государственных учреждений, а за обслуживание иных организаций - только в части осуществления операций по счетам для размещения бюджетных средств. При этом в ст. 204 БК говорится о плате за обслуживание по счетам, однако, учитывая общий смысл данной нормы, а также то, что открытие и закрытие счета также относится к обслуживанию клиента, полагаем, что плата за открытие и закрытие счетов по учету бюджетных средств также не должна взиматься.