Порядок оформления депозитарных операций в подразделениях ЗАО «Газпромбанк» включает в себя: порядок приема поручений, формы отчетов об исполнении депозитарных операций, правила отражения операций в депозитарном учете, промежуточные этапы исполнения операций, состав получателей отчетов и иные особенности выполнения депозитарных операций. Такой порядок включается в операционный регламент депозитария и определяется им самостоятельно с учетом требований Правил ведения учета депозитарных операций и других документов Банка России, регламентирующих депозитарную деятельность на территории РФ. [5]
Оформление депозитарных операций начинается с заключения депозитарного договора между депозитарием и клиентом, который является основанием для возникновения прав и обязанностей клиента и депозитария при оказании депозитарием клиенту услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и удостоверению прав на ценные бумаги путем открытия и ведения счета депо клиента, а также осуществления операций по этому счету. Предметом депозитарного договора является также оказание депозитарием услуг, содействующих реализации владельцами ценных бумаг прав по принадлежащим им ценным бумагам. Договор заключается в простой письменной форме и должен содержать в себе все существенные условия.
Основанием для исполнения депозитарной операции является поручение - документ, подписанный инициатором операции и переданный в депозитарий. В зависимости от инициатора операции выделяют следующие виды поручений:
▬ клиентские – поручения, по которым инициатором является клиент (депонент), уполномоченное им лицо или попечитель счета;
▬ служебные – поручения, по которым инициатором являются должностные лица кредитной организации - депозитария;
▬ официальные - поручения, по которым инициатором являются уполномоченные государственные органы;
▬ глобальные - поручения, по которым инициатором, как правило, является эмитент или регистратор по поручению эмитента.
Независимо от того, кто является инициатором, поручение на исполнение депозитарных операций должно быть оформлено документом в бумажной или электронной форме, но при этом прием в качестве поручений документов в электронной форме допускается в порядке, предусмотренном законодательством РФ или соглашением сторон. Информация обо всех поручениях, принятых депозитарием, должна быть занесена в журнал поручений, а информация обо всех исполненных и исполняемых депозитарием операциях - в журнал учета операций данного депозитария.
Все материалы депозитарного учета в кредитной организации должны иметь одну из перечисленных форм: это документ на бумажном носителе; электронная запись, признаваемая документом в соответствии с п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ в случае и в порядке, предусмотренном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; или электронная запись, достоверность которой подтверждается материалами депозитарного учета в двух вышеперечисленных формах [21, с.15]
При ведении депозитарного учета на бумажных носителях депозитарий обязан строго соблюдать требования к составу и форме документов, перечисленных в Правилах ведения учета депозитарных операций. При использовании в депозитарном учете ЭВМ депозитарий обязан обеспечить возможность просмотра любого из документов на экране терминала и получения его копии на бумажном носителе, если необходимый документ на бумажном носителе отсутствует в депозитарии.
Депозитарий самостоятельно выбирает форму хранения депозитарных материалов с учетом требований Правил ведения учета депозитарных операций и других нормативных документов, регламентирующих порядок ведения депозитарной деятельности в РФ. Но независимо от формы хранения все документы, картотеки, журналы, отчетные материалы и записи депозитарного учета должны храниться в депозитарии не менее 3 лет с момента поступления документа в депозитарий, внесения последних изменений в картотеку или журнал, подготовки отчета или корректировки записи. По истечении этого периода материалы депозитарного учета передаются в архив, где должны храниться не менее 5 лет с момента передачи в архив. В том случае, если запись, то в депозитарии должна быть предусмотрена возможность получить все предыдущие состояния записи за нормативный период ее хранения. [8 ]
Завершением депозитарной операции является передача отчета о ее выполнении всем лицам, указанным в регламенте исполнения данной операции в качестве получателей такого отчета. Обязательной является передача отчета инициатору операции, независимо от того, кем он является: депонентом, уполномоченным им лицом или попечителем счета; должностным лицом депозитария; уполномоченным государственным органом; эмитентом или регистратором по поручению эмитента. Переданный получателю отчет о совершении депозитарной операции – это официальный документ депозитария. Отчет об исполнении операции по счету депо является основанием для совершения проводок в учетных системах получателя отчета.