Согласно п.4 ст.80 НК РФ ч. I (2) налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган:
- лично или через его представителя, причем налоговый орган не вправе отказать в принятии по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. Эта дата и будет определять срок, в который представлена декларация;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения. Если налогоплательщик отправляет налоговую декларацию по почте, днем ее представления следует считать дату отправки заказного письма с описью вложения; - по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае днем представления налоговой декларации считается дата ее отправки.
-передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи .
Согласно ст.6.1 НК РФ ч. I (2) действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Следовательно, если налоговые декларации были сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Кроме того, той же статьей Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, срок представления налоговой декларации, приходящийся на выходной (нерабочий) или праздничный день, следует переносить на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
Поправками однозначно определено место представления декларации (расчета) крупнейшими налогоплательщиками. Независимо от положений части второй НК РФ расчеты и декларации крупнейшими налогоплательщиками должны представляться в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Принципиальным нововведением является установление обязательности представления налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей в электронном виде.
Способом электронного представления выступает передача ее по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими использование системы электронного юридически значимого документооборота, организация представления в налоговые органы отчетности в электронном виде осуществляется ФНС и Управлениями ФНС России по субъектам РФ.
Формы налоговых деклараций (расчетов) утверждаются Минфином России. Таким образом, декларации по всем налогам на всей территории Российской Федерации сдаются по единым формам.
В случае использования бланка неустановленной формы декларация налоговыми органами не принимается.
Исправления в налоговой декларации (расчете) не допускаются. Нужно заново заполнить соответствующий лист.
В случае обнаружения ошибок в декларации налогоплательщик обязан внести в нее необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию. Если выявленные ошибки не приводят к занижению суммы налога, то налогоплательщик вправе представить уточненную декларацию (ст. 81 НК РФ).
Если налогоплательщиком уплачены недостающие в результате допущенных ошибок налог и пени, а корректирующая декларация представлена после срока подачи декларации и срока уплаты налога, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за неуплату налога. Но для этого необходимо совершить вышеназванные действия до момента получения от налогового органа требования об уплате заниженной суммы налога или решения о проведении выездной налоговой проверки.
Кроме того, в целях стимулирования налогоплательщика к представлению уточненных деклараций, введено новое основание освобождения от ответственности. Если уточненная декларация представляется после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности и в случае, когда в отношении соответствующего налога была проведена выездная налоговая проверка, не выявившая нарушений. Предварительной уплаты недоимки и пени не требуется.