Так же в законе не были рассмотрены вопросы деятельности временной администрации. По этому БР РФ выпустил письмо от 31 августа 1994 г. № 106 “Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями”. В нем Банк России устанавливает порядок назначения и деятельности временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями.
Возможно, в тот период при отсутствии рыночного законодательства такая чрезвычайная мера могла казаться БР оправданной. БР ввел ее исходя из сложившейся объективной ситуации на тот момент, когда навис обвал множества финансовых пирамид, построенных разными финансовыми компаниями и банками; немало их руководителей “ударилось в бега”; в обществе накалялась атмосфера недовольства. Но некоторые положения этого письма выглядят сегодня странно. Например, пункт 2 данного документа, где сказано, что “задачей временной администрации является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка”. Прежде всего - насчет “сохранения” или “восстановления” платежеспособности. Если банк платежеспособен, то зачем допускать к его управлению каких-то посторонних людей? Если банк потерял платежеспособность, то наивно надеяться, что временно пришедшие чиновники быстро создадут “работоспособный управленческий механизм”, который восстановит платежеспособность банка. Но одна из хитростей, заложенных в документе, как раз состоит в том, что восстанавливать платежеспособность банка вовсе не обязательно - достаточно "обеспечить устранение выявленных нарушений". Только причем здесь финансовое оздоровление банка?
В настоящее время деятельность временной администрации регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ и Положением БР от 14 мая 1999 г. № 76-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией".
С 1 января 1995 года была введена в действие часть первая ГК РФ. В статье 65 “Несостоятельность (банкротство) юридического лица” записано, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
В статье 64. “Удовлетворение требований кредиторов” определен порядок удовлетворения требований кредиторов:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;