Второй период начался 8 января 1998 г. когда вступил в силу федеральный закон № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Этот закон был принят из-за проблем применения закона РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” от 19 ноября 1992 года. В этом законе рассматривается не только предприятия, но были выделены параграфы по вопросам банкротства страховых компаний, банков, граждан и т.д. Этот закон является более проработанным чем предыдущий. В нем более подробно рассмотрены все меры по выведению предприятия из кризисной ситуации, а также процедура банкротства. По этому закону сокращаются сроки рассмотрения дел в арбитражном суде (он должен вынести решение в течение 1 месяца) и сокращается срок внешнего управления до 12 месяцев.
Федеральный закон №6-ФЗ устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Под несостоятельностью (банкротством) в соответствии с этим законом понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение;
- иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Этот закон предусматривает следующую меру по предупреждению банкротства организаций: собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника - юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
В законе написано, что при рассмотрении дел банкротстве кредитных организаций следует применять Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Но этот закон вышел только в феврале 1999 года. Соответственно Центральному банку пришлось регламентировать вопросы, которые не учтены в Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)”.
У банков-корреспондентов кредитных организаций возникали вопросы по поводу выставленных инкассовых поручений на взыскание денежных средств по исполнительным документам со счетов кредитной организации (банка-респондента), у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Для разъяснения этого вопроса БР РФ выпустил Письмо от 18 июня 1998 г. N 137-Т "Об исполнении банками-корреспондентами требований пункта 4 Положения Банка России от 2.04.96 N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации".