В соответствии со ст. 8 Закона Банк России одновременно с направлением Агентству предложения взять некий банк под управление обязан назначить в этот банк временную администрацию, которая будет действовать в основном в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Временная администрация, назначаемая приказом Банка России и в состав которой могут входить служащие Агентства, служащие Банка России, а также иные лица, рекомендуемые Агентством, должна проанализировать финансовое состояние банка и представить свое заключение в Банк России и в АРКО. Она также может дать Агентству дополнительную информацию о финансовом состоянии банка и иную информацию, необходимую для того, чтобы Агентство смогло обоснованно принять одно из тех решений, которые были обозначены выше.
В соответствии со ст. 19 Закона руководителем временной администрации должен быть человек, имеющий специальный аттестат руководителя временной администрации, выдаваемый Банком России на условиях и в порядке, определенных в положении № 83-П от 21.07.1999 г. «О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации».
Временная администрация действует со дня своего назначения, в процессе обследования пользуется полномочиями, данными Законом « О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов банка, может увеличить или уменьшить уставный капитал банка (в последнем случае — до величины его собственного капитала). Завершает временная администрация свою деятельность в зависимости от характера решения, которое примет руководство АРКО: если будет решено принять банк под управление — то в день, когда АРКО представит в Банк России учредительные документы банка для внесения в них необходимых изменений; если решение отрицательное — то в день назначения в банк арбитражного управляющего (ликвидатора).
По данному организационному вопросу см. также положение Банка России № 87-П от 20.08.1999 г. «О временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой на период ее обследования».
Содержательная сторона обследования в Законе прописана невнятно. Фактически сказано лишь о том, что не только временная администрация, но и само АРКО «изучает финансовое состояние кредитной организации и иные данные, необходимые для принятия решения .» (ст. 9). Как именно должно проходить такое изучение, какими правилами и критериями при самом изучении вопроса и обобщении его результатов следовало бы руководствоваться, на каких объективных основаниях АРКО будет принимать свое итоговое решение — обо всем этом остается только строить предположения.
Не отличаются объективностью и определенностью основания, по любому из которых Агентство может отказаться принять банк под свое управление. Основания эти следующие (см. п. 4 ст. 10):
- проведение мероприятий по санации банка не соответствует организационным и/или финансовым возможностям Агентства;
- в соответствии с заключением Агентства проведение таких мероприятий считается неэффективным;
- при обследовании банка выявлено, что он не отвечает критериям, указанным в ст. 2 Закона;
- при обследовании банка выявлено, что отсутствует основание для его перехода под управление Агентства в соответствии со ст. 3 Закона. Несколько лучше в этом смысле выглядит ведомственный документ самого АРКО, приводимый ниже с небольшими сокращениями (утвержден Советом директоре» АРКО 20.03.1999 г.), хотя он тоже оставляет многие вопросы без должного ответа.
Необходимо сформулировать критерии отбора банков, на которые следует обратить усилия Агентства в первую очередь.
Сложность формализации указанных критериев требует применения многоуровневых процедур отбора. Учитывая, что основным показателем наличия проблем функционирования банков является прекращение осуществления ими расчетно-кассового обслуживания клиентов в нормальном режиме, возникновение картотек к корреспондентскому счету, поставляется целесообразным следующий подход к отбору.
1-й уровень. Определение регионов, в которых сложилась наиболее неблагоприятна обстановка в финансово-банковском секторе с точки зрения разрушения платежно-расчетной системы и которые существенным образом влияют на возникновение проблем в платежной системе страны.
2-й уровень. Выделение банков, генерирующих основные платежные проблемы региона.
3-й уровень. Выделение банков, реструктуризация которых позволит восстановить платежно-расчетную систему региона.
Критерии отбора.
В приоритетном порядке требуют оздоровления банковские системы регионов, в которых:
- из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах местных банков оказались «замороженными» существенные объемы средств юридических и физических лиц;