- средства, списанные со счетов клиентов, но не отправленные в силу отсутствия средств на корреспондентских счетах местных банков, занимают значимую долю в проблеме платежей по стране в целом;
- средства, списанные со счетов клиентов, но не отправленные в силу отсутствия средств на корреспондентских счетах местных банков, состоят преимущественно из платежей в бюджеты:
- за исключением банков, имеющих финансовые трудности, отсутствуют другие банки (кроме Сбербанка РФ), способные осуществлять банковское обслуживание региона.
Процедура отбора.
1. Определяется суммарный объем картотек к корреспондентским счетам банков, действующих в регионе, и не оплаченных из-за недостатка средств на корреспондентских счетах платежных документов клиентов (ППР — платежная проблема региона).
2. Определяется доля ППР в общем объеме привлеченных ресурсов банков регионе. Регионы ранжируются в порядке убывания полученного значения.
3. Определяется доля ППР региона в общем объеме «платежной проблемы» по стране. Регионы ранжируются в порядке убывания полученного значения.
4. Суммируются места каждого из регионов, полученные в предыдущих ранжированиях, они ранжируются в порядке возрастания суммы мест (т.е. от минимальной суммы к максимальной). Таким образом определены регионы, в которых сложилась наиболее неблагоприятная ситуация.
5. Анализируется значимость банков, создающих основные проблемы для функционирования банковской системы региона. Если суммарная очищенная валюта баланса проблемных банков составляет менее 30% общей очищенной валюты баланса банков региона, то такие регионы следует исключить из первоочередного рассмотрения.
Критерии отбора банков, реструктуризация которых позволит восстановить платежно-расчетную систему региона.
АРКО принимает к рассмотрению ходатайства об участии в программе реструктуризации банков, отвечающих следующим критериям:
1) объем привлеченных средств юридических и физических лиц — резидентов — не менее 10% суммы привлеченных средств региональных банков;
2) доля кредитов в хозяйство — не менее 30% валюты баланса банка;
3) согласие участников банка на приобретение АРКО возможности определять решения, принимаемые банком;
4) способность осуществлять текущие налоговые платежи при условии предоставления отсрочки в соответствии с законодательством. Будут учитываться следующие факторы:
- наличие в банке значительной доли обслуживаемых (в том числе «замороженных») счетов бюджета в общем объеме бюджетных потоков региона;
- наличие в банке значительного (более 25%) участия администрации региона в уставном капитале реструктурируемых банков;
- наличие доброй воли администрации региона на рассмотрение и принятие различных схем реструктуризации задолженности местным бюджетам и помощь администрации в переговорах о реструктуризации аналогичной задолженности перед федеральным бюджетом;
- согласие администрации региона предоставить гарантийные письма при получении от АРКО целевого финансирования;
- возможность укрепления и расширения клиентской базы, в том числе за счет увеличения бюджетных потоков.
Последствия перехода банка под управление АРКО.
0ни зафиксированы в ст. 13 Закона и состоят в следующем.
1. Банк считается переданным под управление АРКО с момента приобретения Агентством его акций (внесения вклада в уставный капитал банка).
2. С этого момента и до окончания срока санации банка:
- Банк России не применяет к банку обычные меры ответственности за нарушение требований надзора, не взыскивает с него в бесспорном порядке сумму недовзноса в обязательные резервы и не штрафует за факт такого недовзноса. Обязательные резервы банк депонирует в особом порядке (ему дается соответствующая отсрочка);
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка по его ранее возникшим обязательствам (включая обязательные платежи). Указанный мораторий действует до 12 месяцев и может быть продлен Агентством (не более чем на 6 месяцев) или отменен им досрочно. К банкам, находящимся под управлением АРКО, не применяется также документ оперативного характера БР № 182-Т от 18.06.1999 г. «О применении отдельных положений Инструкции Банка России № 59 .» (см. письмо БР № 240-Т от 13.08.1999 г.).
3. Банк России делает запись в Книге государственной регистрации кредитных организаций о том, что банк находится под управлением АРКО.
4. На учредителей (участников) банка, имеющих право давать обязательные для него указания или имевших возможность иным образом определять его действия, решением суда может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам банка перед кредиторами, если банк был доведен до состояния, указанного в ст. 3 Закона. АРКО обязано направить в суд иски о привлечении указанных лиц к ответственности.
По данному кругу вопросов см. также документ оперативного характера № 281-Т от 24.09.1999 г. «Официальное разъяснение БР РФ по вопросам применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций».