После получения разрешения кредитного контроля на выплату финансирования клиентский менеджер осуществляет непосредственную операцию, отражая в используемом программном продукте все производимые в этой связи действия. При этом в бухгалтерию передаются необходимые для осуществления выплаты денежных средств документы.
После наступления срока оплаты по поставке возможны два варианта действий. Первый: Дебитор оплачивает поставку в срок, указанный контракте с Клиентом. В этом случае клиентский менеджер просто закрывает данную поставку. Во втором случае наступает несогласованная с Клиентом (Дебитором) просрочка по оплате профинансированной Фактором поставки. При таком варианте после наступления просрочки платежа клиентский менеджер должен выяснить у Дебитора причину просрочки. Далее, в случае необходимости, уполномоченными сотрудниками Отдела кредитного контроля и управления рисками в тесном взаимодействии с клиентским менеджером производятся процедуры по досудебному взысканию просроченной дебиторской задолженности.
В течение всего срока факторингового обслуживания Клиента сотрудники Отдела кредитного контроля и управления рисками осуществляют мониторинг, как самого Клиента, так и его Дебиторов и поручителей (если они есть). В процессе мониторинга анализируются статистические показатели финансово-хозяйственной деятельности Клиента, в частности, факторинговое обслуживание. Помимо этого, анализируются и отслеживаются иные изменения, которые влияют или могут повлиять на результаты деятельности Клиента (его Дебиторов) или на исполнение его обязательств перед Фактором.
Мониторинг Клиентов проводится на плановой и внеплановой основе. Как правило, внеплановый мониторинг проводится кредитным контролером в случае выявления каких-либо негативных факторов, связанных с деятельностью Клиента или его контрагентов:
■ грубое нарушение платежной дисциплины (регулярные задержки в оплате поставок);
■ прямые платежи (оплата поставок, минуя Фактора, при осведомленности контрагентов Клиента об уступке прав требования);
■ серьезные изменения в деятельности Клиента, о которых тот не уведомил Фактора;
■ негативные тенденции на рынке (в отрасли), где Клиент осуществляет свою деятельность.