Рынок факторинга в первом полугодии 2009 года сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главные причины - ограничения по финансированию и ужесточение требований к клиентам и дебиторам.
По данным "Эксперт РА", объем рынка факторинга в первом полугодии 2009 года составил 170 млрд рублей, что вдвое меньше первого полугодия 2008 года. Падение связано с двумя основными проявлениями финансового кризиса на рынке факторинга: банкротством ФК "Еврокоммерц" (лидер рынка по итогам прошлого полугодия) и общим сокращением деловой активности основных игроков (см. таблицу 4). Если не учитывать результаты ФК "Еврокоммерц" в объемах рынка факторинга в первом полугодии 2008 года, за первое полугодие 2009 года рынок сократился на 33%.
Снижение деловой активности факторов связано как с проблемами ресурсной базы, так и с уменьшением числа потенциальных клиентов. У специализированных факторов во время кризиса возникли сложности с привлечением ресурсов: деньги стоят дороже, при этом доступ к заемным ресурсам снизился. Многие специализированные факторинговые компании (в том числе с банковской лицензией) работали за счет внешних источников фондирования.
Удорожание денег в условиях кризиса вынудило их существенно свернуть объемы уступленных требований. Это привело к перераспределению сил на рынке факторинга в пользу банков. Доля банков факторов на рынке в зависимости от объемов уступленных требований увеличилась с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в аналогичном периоде 2009 года. Однако проблемы ресурсной базы есть и у банков факторов: необходимость досоздания резервов.
"В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом", - объясняет свое видение причин сокращения объемов рынка Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка. [15]Идеальный вариант организации бизнеса во время кризиса - дочерняя факторинговая компания банка: доступ к пассивной базе банка и отсутствие обязательств по резервированию (пример - ФК " Лайф", дочерняя компания Пробизнесбанка, 7-е место в ренкинге факторов по итогам первого полугодия 2009 года).
По прогнозам "Эксперт РА", именно у таких компаний есть шанс воспользоваться ситуацией и укрепить свои конкурентные позиции.
Другая причина сокращения объемов рынка - ужесточение требований факторов к клиентам и дебиторам, что привело к сужению клиентской базы. Большинство банков и специализированных факторов прекратили сотрудничество с клиентами из таких высокорисковых в период кризиса отраслей, как строительство, металлургия и др.
Факторы разделились: - ужесточение требований к клиентам и их дебиторам привело к выраженной сегментации рынка на низкорисковый и высокорисковый факторинг: в первом сегменте растет конкуренция и происходит снижение ставок, тогда как второй сегмент стагнирует, несмотря на большой спрос. "Факторы стали более осторожно относиться к рискам. В результате стоимость низкорискового факторинга падала и продолжает падать. Возникла ценовая конкуренция за лучших клиентов и лучших дебиторов. Рынок высокорискового факторинга продолжает стагнировать при огромном спросе и практически полном отсутствии предложения", - говорит Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка.
Другим стимулом конкуренции на рынке факторинга стало желание клиентов диверсифицировать источники своих пассивов. Уход с рынка ФК Еврокоммерц" и МФК "Траст" привел к серьезным проблемам их клиентов. Некоторые поставщики, обжегшись однажды, боятся впасть в зависимость от одного фактора. В этом случае договоры заключаются с двумя тремя факторинговыми компаниями с целью диверсифицировать источники пассивов", - рассказывает Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании. Таким образом, факторы, стараясь финансировать все поставки дебиторам надежных клиентов, вынуждены идти на уступки - снижать ставки.
Условно участников рынка сейчас можно разделить на три категории: крупные факторы (объемы уступленных требований по итогам полугодия превышают 50 млрд рублей), средние игроки (от 4 до 20 млрд рублей) и небольшие факторы (менее 1,1 млрд рублей). По всей видимости, пальму первенства крупнейшие игроки рынка не уступят, несмотря на значительное сокращение объемов уступленных требований некоторых из них в первом полугодии 2009 года.