3.3 Законодательная база факторинговой деятельности в России. Недочеты правового регулирования
С развитием факторинга в России постепенно формировалась нормативная база, однако, до сих пор законодательно не урегулировано множество неясностей, касающихся факторинговой деятельности.
В первую очередь в российском законодательстве отсутствует определение факторинга, как такового. Даже в основном документе, регулирующем факторинговую деятельность в России, — Гражданском кодексе РФ речь идет о финансировании под уступку денежного требования.
Определение места договора финансирования под уступку денежного требования в системе российского гражданского права — довольно сложная задача, поскольку отношения по финансированию под уступку денежного требования формально в законодательстве нашей страны регламентируется не как особый механизм передачи прав требований из денежных обязательств, а как особый вид договора, существующий наряду с договорами займа, кредита и т. п.
Существует много вопросов, требующих разъяснений и уточнений: правосубъектность сторон факторинговой сделки; момент определения уступки и перехода права требования; существующее и будущее требование и др.
Кроме того, юридическую сущность обязательств по договору факторинга составляет уступка денежного требования (цессия). Именно поэтому факторинг часто сравнивают с цессией, ошибочно считая их тождественными.
Основное отличие цессии от факторинга заключается в характере и содержании возникающих между их участниками отношений (табл. 2).
Правоотношения сторон в рамках договора финансирования под уступку денежного требования реализуются посредством заключения договора, устанавливающего конкретные права и обязанности его участников. Согласно договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (Клиенту) денежные средства в счет денежного требования Клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления Клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу. В свою очередь Клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
В соответствии со ст. 825 ГК РФ, в качестве финансового агента договор финансирования под уступку денежного требования могут заключать не только банки, иные кредитные организации, но и коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Российское законодательство не относит собственно факторинговую деятельность к деятельности, требующей наличие банковской лицензии, выделяя ее как самостоятельную. Вопрос о лицензировании факторинговой деятельности до апреля 2009 г. оставался наиболее противоречивым.
Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального закона РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Однако согласно данному документу лицензирования деятельности по финансированию под уступку денежного требования не требуется. Кроме того, законодателем не установлен лицензирующий орган, а следовательно, коммерческая организация, предоставляющая услуги факторинга, не может получить лицензию на осуществление данной деятельности.
Одновременно с этим согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» финансирование под уступку денежного требования не относится к числу банковских операций и отражается в законе в числе сделок, которые кредитные организации вправе осуществлять, помимо банковских операций. В соответствии со статьей 1 вышеупомянутого закона, лицензия Центрального банка РФ дает право юридическому лицу осуществлять банковские операции. Однако осуществление сделок по финансированию под уступку денежного требования — не банковская операция, и, следовательно, по логике не требуется и специальной банковской лицензии.
Вместе с тем, на территории РФ до апреля 2009 г. продолжал действовать Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно ст. 10 данного документа, сохранялся существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов до установления условий лицензирования их деятельности. Таким образом, независимые специализированные факторинговые компании могли осуществлять данный вид деятельности без лицензии до разработки соответствующих документов. Однако законодателем не был установлен ни один документ, определяющий порядок лицензирования факторинговой деятельности. Поэтому специализированные факторинговые компании работали без лицензии.