Вторая функция управления кредитным портфелем – это обеспечение диверсификации кредитного риска. Умелое управление кредитным портфелем дает банку возможность улучшить показатели своей деятельности, укрепить финансовую надежность.
Кредитный риск, связанный с кредитным портфелем, - это риск потерь, которые возникают вследствие дефолта у кредитора или контрагента, носящий совокупный характер [3, 38].
Оценка степени риска кредитного портфеля имеет следующие особенности. Во-первых, совокупный риск зависит от степени кредитного риска отдельных сегментов портфеля и диверсифицированности структуры кредитного портфеля и отдельных его сегментов.
Во-вторых, для оценки степени кредитного риска применяется следующая система показателей.
1. Уровень доходности кредитного портфеля. Поскольку целью функционирования банка является получение максимальной прибыли при допустимом уровне рисков, доходность кредитного портфеля является одним из критериев оценки его качества. Элементы кредитного портфеля можно разделить на две группы: приносящие и неприносящие доход активы. К последней группе относятся беспроцентные кредиты, ссуды с замороженными процентами и с длительной просрочкой по процентным платежам. Уровень доходности кредитного портфеля определяется не только уровнем процентной ставки по предоставленный кредитам, но и своевременностью уплаты процентов и суммы основного долга.
Доходность кредитного портфеля имеет нижнюю и верхнюю границу. Нижняя граница определяется себестоимостью осуществления кредитных операций плюс процент, подлежащий уплате за ресуры, вложенные в этот портфель. Верхней границей является уровень достаточной маржи. Расчет этого показателя вытекает из основного назначения маржи – покрытия издержек банка по содержанию банка.
кредитный портфель риск управление
Маржа достаточная = .
Уровень ликвидности кредитного портфеля. Поскольку уровень ликвидности банка определяется качеством его активов и, прежде всего, качеством кредитного портфеля, то очень важно чтобы предоставляемые банком кредиты возвращались в установленные договорами сроки или банк имел бы возможность продать ссуды или их часть, благодаря их качеству и доходности. Чем более высока доля кредитов, классифицированных в лучшие группы, темы выше доходность банка.
В пользу применения предложенных критериев оценки качества кредитного портфеля (степень кредитного риска, уровень доходности и ликвидности) автор [3, 40] приводи следующие аргументы. Низкий риск элементов кредитного портфеля не означает его высокое качество: ссуды первой категории качества, которые предоставляются первоклассным заемщикам под небольшие проценты, не могут приносить высокого дохода. Высокая ликвидность, присущая краткосрочным активам кредитного характера, также приносит невысокий процентный доход.
Таким образом, кредитный риск не может являться единственным критерием качества кредитного портфеля, поскольку понятие качества кредитного портфеля значительно шире и связана с рисками ликвидности и потери доходности. Однако значимость названных критериев будет изменяться от условий, места функционирования банка, его стратегии.
Система оценки качества кредитного портфеля включает в себя:
· выбор критериев оценки;
· способ оценки качества элементов и сегментов кредитного портфеля;
· определение методов классификации элементов портфеля по группам качества (риска);
· оценка качества кредитного портфеля в целом на основе системы финансовых коэффициентов;
· оценка качества кредитного портфеля на основе его сегментации.
Система коэффициентов, оценивающих качество кредитного портфеля, вытекающая из критериев оценки [3, 54], приведена в приложении 3.
Рассмотрим критерии оценки качества кредитного портфеля согласно положению №254-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 г.
В положении 254-П основным классификационным фактором оценки качества ссуды является финансовое состояние заемщика и качество обслуживания долга. Однако в указанном положении не определена первостепенность значения финансового положения заемщика или же качества обслуживания им долга. Практика показывает, что одним из первичных признаков наступления проблем у заемщика является ухудшения обслуживания их своего долга и только потом с достаточно большим периодом времени банк увидит этим проблемы в финансовой отчетности клиента.