В ряде случаев при работе с банкоматами могут возникать нештатные ситуации. В качестве примера приведем некоторые из них:
1. Факт несоответствия остатков денежных средств данным контрольных документов. Факт несоответствия суммы по чекам инкассации банкомата с фактическим остатком в кассетах и реджект-кассете оформляется актом несоответствия. Комиссия из числа сотрудников кассового и карточного подразделений исследует причины возникновения несоответствия и составляет заключение, в котором указываются факты, причины и способы возмещения (или списания) денежных средств.
Если обнаружена недостача в выгруженных кассетах банкомата, то кассир, производивший загрузку денежной наличности в кассеты банкомата, несет полную материальную ответственность за недостачу. Если обнаружена недостача в реджект-кассете, а общая сумма выгруженной из сейфа банкомата наличности совпадает с данными контрольной ведомости банкомата, то данное несоответствие считается ошибкой программного обеспечения. Если обнаружена недостача в реджект-кассете, целостность пломб на кассете не нарушена, а общая сумма выгруженной наличности из сейфа банкомата не совпадает с данными ведомости выгрузки банкомата (имеется недостача), то полную материальную ответственность за недостачу несет кассир.
Если при перерасчете выгруженной из сейфа банкомата денежной наличности обнаруживается излишек, то проверяется контрольная ведомость от момента загрузки до выгрузки. Если после записи о какой-либо транзакции обнаружится запись о неполучении (получении частично) клиентом денег, то об этом делается запись в разделе "Примечания" акта несоответствия, копия фрагмента контрольной ведомости прилагается к данному акту. Копия акта несоответствия вместе с копией фрагмента контрольной ведомости, подтверждающей факт неполучения (получения частично) клиентом денег, передается в карточное подразделение. Сумма излишка отражается сотрудником учетно-операционного отдела на основании акта несоответствия по счету доходов "Излишки денежной наличности, обнаруженные в банкомате".
2. Нарушение пломб на кассетах или повреждение кассет с денежной наличностью. При их обнаружении составляется акт произвольной формы, регистрирующий обнаруженные повреждения. Акт подписывается кассиром (инкассатором) и охранником. Далее имеющаяся в кассетах наличность пересчитывается. При сдаче инкассатором в кассу пересчета поврежденных кассет или пломб на кассетах составляется акт. Первый экземпляр акта остается в кассовых документах дня, второй - передается в службу безопасности банка для расследования обстоятельств повреждения кассет, третий - передается в карточное подразделение для контроля. В случае обнаружения следов взлома банкомата или подозрения в несанкционированном изъятии денежных средств кассир (инкассатор) обязан немедленно известить о происшествии службу безопасности.
На практике иногда возникают проблемы с клиентами, пользующимися услугами банкоматов. Разберем наиболее типичные из них и рассмотрим варианты их решения:
1. Операция была банкоматом проведена, деньги выданы не были.
Если факт выдачи средств из кассет банкомата подтверждается данными по контрольной ведомости или данными из процессингового центра и при этом в банкомате не обнаружено излишков, то держателю дается письменный обоснованный отказ.
Если подтверждается факт транзакции по карте и невыдачи средств из банкомата держателю карты, то карточное подразделение оформляет заключение о необходимости возврата средств держателю. Заключение передается в операционное подразделение и является основанием для возврата средств держателю путем проведения кредитовой операции по карте.
Если установлено, что списания средств с карточного счета держателя не произошло либо был проведен автоматический возврат средств, то претензия считается необоснованной и отклоняется.
2. Держатель карты при запросе денег отказа не получил, банкоматом деньги выданы не были, а сумма со счета клиента была списана. Основанием для возврата средств служат несоответствие выписки по карточному счету заявителя, перечня транзакций по банкомату и транзакций банкомата по журнальной ленте, а также отсутствие на ленте банкомата транзакции по карте, указанной в заявлении за указанные дату и время. Это подтверждает, что денежные средства клиенту не были выданы. Денежные средства возвращаются на карту держателя путем проведения кредитовой операции.