В настоящее время Банк России в своих нормативных актах установил минимальные требования по информации, которая должна указываться в актах ревизии денежной наличности и ценностей. Кредитная организация может разработать для себя типовые формы актов ревизий.
Следует отметить, что существуют некоторые особенности проведения ревизий в отдельных видах подразделений кредитных организаций и в банкоматах. Например, кредитные организации зачастую устанавливают увеличенную продолжительность рабочего дня кассового подразделения. Достигается это двумя путями: организация обслуживания клиентов в режиме послеоперационного времени либо обслуживание с продленным операционным днем со сменным графиком работы кассиров. Процесс проведения ревизий в таких подразделениях предполагает некоторые нюансы.
Поскольку послеоперационная касса, хотя и входит непосредственно в состав кассового подразделения (учет ценностей на отдельных лицевых счетах, отдельное место хранения ценностей, отдельный ответственный за сохранность этих ценностей), но обладает всеми признаками обособленного кассового подразделения, сверка фактического наличия ценностей послеоперационной кассы с учетными данными должна либо показываться отдельным разделом в акте ревизии, либо оформляться отдельным актом.
Касса с продленным операционным днем отличается от послеоперационной кассы тем, что для учета ценностей не требуется выделения отдельных лицевых счетов. Кассовым работникам таких касс устанавливается сменный график работы. В соответствии с п. 19.12 Положения N 318-П необходимость проведения ревизии при организации посменной работы должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, определяется кредитной организацией. При этом если ревизия ценностей не проводится, передача ценностей оформляется актом приема-передачи. Если рассмотреть перечень реквизитов акта приема-передачи, приведенных в п. 6.6 Положения N 318-П, то можно отметить, что данный акт по своему фактическому содержанию очень близок к акту ревизии. В нем нет данных об остатках ценностей из бухгалтерского учета, но информация акта приема-передачи все равно с этими данными сверяется. Таким образом, мы имеем некую упрощенную модель процесса ревизии, которая при проведении передачи смен работниками может проводиться без оформления каких-либо дополнительных распорядительных документов на ревизию.
Что касается банкоматов, то Положение N 318-П необходимость проведения ревизий наличных денег в банкоматах прямо не предусматривает. К тому же, если исходить из необходимости отражения в акте ревизии всех предусмотренных данным Положением реквизитов, у банкомата отсутствуют должностные лица, ответственные за сохранность ценностей. Непосредственная сверка фактического наличия денег в банкомате с учетными данными (процессинг, распечатки счетчиков банкомата и т.д.) производится при каждом пересчете в кассе кредитной организации доставленных из банкомата кассет с наличностью. В этой связи принципиальное решение о необходимости проведения ревизий наличных денег в банкоматах должно приниматься кредитной организацией.