Актуальность потребительского кредитования (в частности, автокредитования, ипотечного кредитования) для банков сегодня очевидна. Более того, многие небанковские структуры (магазины) начали оказывать эту чисто банковскую услугу своим клиентам. Данный материал посвящен анализу ситуации с потребительским кредитованием у нас в стране в целом, а также рассмотрению ряда частных проблем, поднятых участниками Всероссийского конгресса «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» Русский Стандарт» (далее — РС), основной темой разговора было массовое потребительское кредитование в нашей стране. Опыт РС на практике доказывал, что это очень сложное, но эффективное и перспективное направление банковского бизнеса в России. На тот момент программа массового потребительского кредитования развивалась банком уже четвертый год. Мы обсуждали очень широкий круг вопросов, связанных с практикой потребительского кредитования в стране, которая отвыкла от таких «подарков» со стороны банков. Организация широкой расчетной сети путем привлечения многофилиальных банков-партнеров, скорость оформления кредита, скоринговые технологии оценки кредитоспособности заемщика, умение банка грамотно просчитывать экономику бизнеса, когда речь идет о процентных ставках по выданным кредитам, — вот только некоторые проблемы, которые мы затрагивали. Даже пришли к выводу, что в России есть психологическая основа для массового потребительского кредитования — это «историческая память» населения о советских временах, когда товары отпускались в кредит, а потом этот кредит ежемесячно погашался по месту работы (просто удерживался из зарплаты).
Что примечательно, весь круг обсуждавшихся проблем уже тогда стоял перед банком «Русский Стандарт» и, насколько можно судить, успешно решался (а было это, напомню, два года назад). И еще что интересно — большинство российских банков, несмотря на очевидный успех данной программы, очень скептически относились к самой идее массового потребительского кредита без залога в России. Банковское сообщество, как будто оправдывая свое бездействие, предпочитало муссировать слухи о якобы большом проценте невозврата у РС по кредитам и скором крахе амбициозной программы. Но крах все не наступал, процент невозврата, судя по всему, был в пределах расчетного, заложенного в проект изначально, программа устойчиво приносила прибыль, и настроение в банковском сообществе стало меняться. Слухи исчезли, зато возникло общее твердое мнение, что проценты по кредитам у РС завышенные, просто грабительские, что РС обманывает потребителя, называя процентную ставку от суммы покупки, а не (как принято в банковской сфере) в процентах годовых. В ответ РС резонно отвечал, что проценты годовых — это понятно только банковским работникам, а покупателю важно точно знать, сколько он переплатит банку от суммы покупки. И если он, покупатель, согласен переплатить, к примеру, 20% в обмен на право растянуть оплату покупки на полгода, то он приобретает товар в кредит. И ему совершенно наплевать, что по банковским понятиям ставка по кредиту получается 40% годовых (при средней ставке по кредитам, скажем, на уровне 18%). Наконец нервы у российских банков не выдержали, и один за другим они стали запускать самостоятельные программы массового потребительского кредитования, признав тем самым стратегическую правоту РС.